Ферромания на колесах

Оновлено 31.08.2023

Ферроэквинологическое открытые или первая конференция в рабочем поезде Красноармейск – Дубово.

INTRO

О поезде Красноармейск – Дубово я уже упоминал неоднократно, в основном – дабы полить руководство Донецкой ЖД грязищей. Жестоко, но справедливо. А как еще быть, если ранее на участке Красноармейск – Дубово было 4 пары пригородных поездов, не считая 3 пар из Красноармейска на Доброполье, багажного вагона в утренней паре и прицепного вагона к утреннему Дубовскому поезду до Легендарной, а сейчас осталась одна пара РАБОЧИХ поездов Красноармейск – Золотые Пруды и одна пара РАБОЧИХ поездов Красноармейск – Дубово? Кстати, на Доброполье тоже одни рабочие… Целенаправленное умышленное уменьшение (я бы сказал, истребление) пассажиропотока! Ведь до 1996 г. было все так красиво: поезд обслуживал пассажиров Харьковского направления, среди которых половина были студенты, а половина ехали на рынок. Кроме того, было колоссальное местное движение из Александровского района в Красноармейск и обратно – график всех четырех пар был максимально приспособлен под пассажиропоток. Об этом я уже замечал в истории закрытия пригородного сообщения на линии и у себя на домашней странице.

На протяжении 1996 – 2007 гг. творилось то, к чему можно подобрать массу нехороших определений, самым мягким из которых будет “саботаж Донецкой ЖД пригородного ЖД-сообщения”. Сначала отменили “ночную” пару (из Красноармейска – в 22.25, из Дубово – в 3.00) в связи с недостаточным пассажиропотоком из Красноармейска в сторону Дубово. О том, что обратный рейс подбирал всех, кто ехал на работу, учебу или на рынок в Красноармейск из глуши Добропольского и Александровского районов – никто не подумал. В 1999 г. “зарезали” вечернюю пару Кураховка – Красноармейск – Дубово (из Красноармейска на Дубово в 18.40, из Дубово – в 21.50), которая в Дубово везла в основном клиентов Харьковских рынков, но обратно шла пустая. Поскольку график пригородных поездов Кураховского назначения не корректировали, назначить график поезда Красноармейск – Дубово из Красноармейска в 18.40, а из Дубово – в 3.00 (чтобы били “и волки сыты, и овцы целы”), в конце 90-х гг. не было технической возможности. После того, как отмены коснулись поездов на Кураховку, график поездов Красноармейск – Дубово не скорректировали.

Но пассажиропоток еще не снижался. Люди на что-то надеялись. В 1996-2000 гг. страну охватил топливный кризис, плавно перешедший в кризис подвижного состава. Тогда эти отмены смотрелись как нелепое недоразумение: станет лучше – восстановят. Лучше стало, но восстанавливать не собирались. А события 2001 г. вообще ни в какие ворота не лезут! Тогда ковыряли участок Красноармейск – Мерцалово, а в графике были 2 пары пригородных поездов Красноармейск – Дубово (отправление из Красноармейска в 6.20 и 15.50) плюс прицепной вагон к утренней паре до Легендарной, который на обратном пути возвращался в Красноармейск как отдельный пригородный. На время ремонта был введен следующий график основного состава: 6.20 Красноармейск – 9.15/9.45 Дубово – 11.35/16.25 Мерцалово – 18.50/19.15 Дубово – 22.10 Красноармейск. То, что отменен заезд поезда в Красноармейск, т.е. фактически отсутствует самая востребованная пара в графике, взбудоражило многих, и донецкая ЖД “выручила” несчастных пассажиров: установила курсирование прицепного вагона Красноармейск – Мерцалово, прицепляемого затем к Дубовскому составу.

Такие инновации вызвали неизбежную давку в прицепном вагоне. Помнится такая зарисовка из моего студенчества: забитый вагон с населенностью стоячих мест 5-6 человек на кв. метр, сидячие, естественно все заняты. Я с трудом пробираюсь к выходу, но тамбур забит не менее, чем проход в поезде. Проводница пытается открыть дверь, т.к. поезд прибыл на ст. Родинская (мой пункт назначения в 1995-2002 гг.), у нее ничего не получается – рукой некуда дергать, т.к. кругом тела терпеливых пассажиров. Наконец у проводницы появилось возможность дернуть дверь, но от резкого дерганья дверь придавила проводнице (пардон за интимные подробности) грудь. СтОит ли говорить после этого, что окончательно открывать дверь пришлось пассажирам? Руку на отсечение даю, что эта эпопея навсегда запомнилась многим пассажирам, и при первой же возможности они начали “линять” на автобусы и маршрутки Александровско-Лозовского направления! А тогда окончание ремонта многими было воспринято как благо, и в 2001-2007 гг. на участке наступило затишье. По крайней мере, как тогда казалось…

Люди, начиная с 2002-2003 гг., массово “пересаживались” на шинокопытный транспорт. Он был быстрее (хоть и дороже), и ходил чаще. Кроме того, он обеспечивал связь Александровки с Добропольем, чего не делал пригородный ЖД-транспорт с середины 80-х гг. С 1997 по 2007 гг. количество рейсов автобусов и маршруток на Добропольско-Александровском направлении увеличилось в 7 раз, а поездов – уменьшилось в 2 раза. Подливало масло в огонь отношение Донецкой ЖД к пассажирам в плане обеспечения пересадок в пригородном ЖД-сообщении. К примеру, начиная с 1996 г. утренний поезд Красноармейск – Дубово отправлялся из Красноармейска в 6.20, а электропоезд из Донецка, который мог быть потенциальным “наполнителем” Дубовского “экспресса” пассажирами, прибывал в Красноармейск в 6.25…6.35. Издевательство, да и только! Еще пример: электропоезд на Донецк отправлялся из Красноармейска в 15.15, а потенциальный его “клиент” из Дубово – Легендарной прибывал в 15.25…15.40! Что нужно при пятиминутном опоздании? Ждать следующего поезда нужного направления… от 3 до 10 часов!..

Мне пришлось поездить в поездах данного направления в 1995-2003 гг., лицезреть пик пассажиропотока в них. Такому пику было множество причин, основная из которых – малое количество авторейсов вплоть до 2001 г. Населенность вагонов ЦМО составляла в разные времена от 70 до 200 %. Даже в 2004 г. пассажиропоток, не смотря на все издевательства руководства Донецкой ЖД, был относительно высоким: от Красноармейска до Легендарной – Александровки – в среднем 50 %, а далее до Дубово – ок. 20-30 %. И это при обилии автобусов и маршруток! Не думаю, что за 3 года он изменился в сторону уменьшения более 10 %! Однако, в марте 2007 г. уменьшается составность поездов Красноармейск – Дубово с 2 до 1 вагона ЦМО, а так же отменяется утренняя пара Красноармейск – Дубово. Прицепной вагон до Легендарной продолжает курсировать по своему графику в качестве отдельного пригородного поезда. Вместо того, чтобы пересмотреть график движения поездов, назначить удобные пресадки на пригородные поезда Донецкого направления, учесть суточную миграцию населения на данном направлении, начали “убивать” то, что осталось!

В июне 2007 г. изменяют график курсирования последней оставшейся пары пригородных поездов Красноармейск – Дубово – переносят время отправления из Красноармейска с 16.05 на 12.50. Т.е. приподносят пассажиру, следующему в Харьков, удовольствие в виде увеличения времени пересадки по Дубово с получаса до почти 4 часов! Вероятно, пару приспособили под перевозки ремонтников – с лета 2007 г. начались ремонты пути на участке Мерцалово – Родинская. Но пассажиры оказались на редкость требовательными (наконец-то) и отказались от таких услуг со стороны Донецкой ЖД. С 1.08.07 г. пригородные поезда Красноармейск – Легендарная и Красноармейск – Дубово отменены в связи с недостаточным пассажиропотоком, а с 21.09.07 восстановлены, причем утренняя пара снова ходила до Дубово. Однако, это не спасло пригородное сообщение от окончательного уничтожения, которое наступило 21.11.07. Руководство Донецкой ЖД добилось своего – “сбросило балласт” в виде эксплуатационных расходов на перевозку в основном льготников по линии Красноармейск – Дубово. А кому еще нужны транспортные услуги, предоставленные по-хамски?

В 2008 г. на линии Красноармейск – Дубово ходят рабочие поезда: до лета утром из Красноармейска ходит поезд до Легендарной, а после полудня – до Дубово. Летом утренняя пара продлена до Золотых Прудов. Поскольку рейсового ЖД-сообщения по линии нет, то доступ в вагон открыт любым пассажирам. Плата за проезд в поезде колеблется от 1 до 5 грн. Поезд идет диспетчерским ходом, т.е. служебного расписания не придерживается. Возможны опережения графика и значительные опоздания; на вокзал лучше приходить за полчаса от времени, указанного в служебке. Так же были замечены опоздания поезда в 1,5 часа от графика. Обязательны остановки только на станциях Родинская, Мерцалово, Легендарная и Золотые Пруды, на остальных остановочных пунктах – остановка по требованию или при наличии пассажиров. Средняя скорость состава на участке Мерцалово – Дубово не превышает 20 км/ч. Графика движения поезда не найти в вокзальных расписаниях, рейсы не объявляются по ст. Красноармейск и Дубово; этот факт делает рабочий поезд “поездом-призраком”, о существовании которого многим неизвестно. Но он ЕСТЬ!

Попытки обкатать участок Красноармейск – Дубово начались еще до первой отмены пригородных поездов на данном направлении в 2007 г. Как только отменили утреннюю пару, оставив от нее лишь прицепной вагон до Легендарной, я высказал идею поездки по линии. Решил сделать поездку в День своего Рожденья, но народец неохотно соглашался на поездку, – ведь Пасха и лето на носу! Пришлось перенести поездку на неопределенный срок. После того, как я заметил “глобальные” изменения в графике последней пары, я решил подождать до осени, рассчитывая на то, что к этому времени график “утрясется”. Но с августа 2007 г. произошла отмена поездов, и я уж думал, что придется похоронить эту идею. Я тогда не знал о существовании рабочих поездов. В связи с личной занятостью пропустил и 2 месяца “реинкарнации” пригородного сообщения, с сентября по ноябрь. А в ноябре – опять расстройство… Пришлось даже поиграть в переписку с “Укрзализныцей” – имеется 2 ответа из ее Управления, как и по одному ответу от Южной и Донецкой ЖД. Везде одно и то же: пригородные перевозки убыточны, и поэтому… Мрак!

Но весной 2008 г. узнал о существовании рабочих поездов со свободным в них доступом. До лета ходили еще Красноармейские, обшарпанные вагоны, но ходили! А 13.06.08 состоялась моя пробная поездка в таком поезде (уже с обновленным вагоном Донецкого депо) от Красноармейска до Родинской, в которой я узнал основные подробности проезда в поезде-призраке и о перспективах ремонта участков данного направления. Первая дата поездки была назначена на 27.07.08, но когда я с женой и дочерью вышел из поезда по Красноармейску, никого там не было и никто мне не звонил на мобильник. Пришлось ехать восвояси и переносить встречу на 22.11.08, предварительно встряхнув множество форумов ЖД-направления. Благодаря поддержке ребят, сторонников восстановления пригородного ЖД-сообщения в Добропольском районе, и моих коллег по июньской встрече в Краматорской агломерации, “родилась” группа “Красноармейск – Доброполье – Дубово” на http://vkontakte.ru/ и дата встречи, на которую откликнулись 20 человек. Однако, в ноябре стало понятно, что многолюдностью встреча не будет отличаться. Ну да ладно!

ПОЕХАЛИ!

В назначенный день, в 6.20 утра я вышел из своего дома и направился в сторону станции Рутченково. Предполагалось выехать в 8.24 дизельпоездом Иловайск – Красноармейск до конечной, где после двухчасовой прогулки сесть на рабочий поезд Красноармейск – Дубово, в котором предполагалость проехать группе фанатов туда и обратно. За 40 минут станция была достигнута, и там я понял: ключи от квартиры и фотоаппарат забыты дома! Во-первых, поскольку жена с ребенком уехали в Старомихайловку, до утра мне лучше не появляться в Донецке. Во-вторых, количество фотографий с поездки будет меньше, чем предполагалось изначально. Времени на поход домой у меня не оставалось, и я остался ожидать дизель. Последний подошел без опозданий, я погрузился в хвост состава (т.е. заднюю моторную секцию), стал у окна в вагоне, и принялся читать газету. “Сидячих” мест не предполагалось до Старомихайловки, поэтому пришлось довольствоваться малым. Но это все равно неплохо: обычно в пик “дачного туризма” сидячих мест нет минимум до Острого! По Старомихайловке я уже читал в положении “сидя”.

Красногоровка – небольшая станция с вялой маневровой работой и небольшим количеством составов в сутки. Утром, примерно в 6.30 от ст. Рутченково отправляется сборный грузовой поезд в сторону Красногоровки, где долго стоит, пока к нему не прицепят красногоровские вагоны в сторону Красноармейска. В составе – цистерны, которые следуют до ст. Роя. Основное предприятие, благодаря которому работает станция – огнеупорный завод КрОЗ. Подъездной путь на завод расположен с западной стороны станции, практически у входных стрелок. Там бегает маневровый тепловоз типа ТГМ, совершая маневры раз в 1-2 часа. С той же стороны находится разобранный подъездной путь с остатками моста, который использовался, по всей видимости, каким-то агропредприятием. С западной стороны станции имеется 2 подъездных пути, наверное на какие-то пром- и продбазы. Сборный грузовой отчаливает в сторону Рои за 20 мин. до прибытия дизельпоезда, о котором я веду речь. За минуту стоянки дизельпоезда в него входят человек 10-20, примерно столько же и выходят. Населенность поезда остается практически такой же.

Следующая станция дизельпоезда – Острый. Подъезжая к ней со стороны Донецка можно сделать вывод о том, что станцию разобрали. Однако, разобрали не ее, а входные стрелки со стороны Донецка, от которых ранее шел подъездной путь на какую-то шахтенку. На самой станции осталось 3 пути, на последнем из которых уложены рельсошпальные решетки. Второй путь оставили для составов на исправительную коллонию, на которую с западной стороны отходит ржавый подъездной путь. Только отходит, но приходит ли – вопрос хороший… Так или иначе, станция фактически является разъездом, а второй путь не используется, судя по отсутствию наката на нем. Народу на Остром встает видимо-невидимо, здесь у многих дончан дачные участки. Здесь начинается опустение дизельпоезда, даже в летний период после Острого в салоне вагонов можно найти сидячие места. Народ “рассасывается” различными способами: кто берет такси на дачу или близлежащее село (легковых такси здесь к прибытию поезда собирается не меньше, чем пассажиров), а кто ждет автобус на Селидово через Кураховку, заходящий в поселок дважды в сутки.

После Острого много народа встает на Врубовщике. И сразу за ним – станция Роя в городе Курахово (не путать с Кураховкой). Самая большая станция из всех линейных, расположенных на линии. Даже Цукуриха не может с Роей сравниться. По приезду сразу видно, как в вагон грузят металлолом. Расположена эта станция на берегу водохранилища Кураховской ГРЭС (река Волчья). Вода в водохранилище всегда теплая, поэтому теплой зимой здесь можно быстро искупаться без особого риска для здоровья. Подъезжая к Курахово, особенно летом, можно лицезреть одну из местных “достопримечательностей” – диких уток, которые исчезают отсюда только холодной зимой в метель. Тяготеют утки к мелким местам, где как можно меньше проточной воды. Больше всего уток к западу от Рои, даже у о.п. 35 км (следующей остановки в Красноармейском направлении) их немало. Вспомнились годы детства, когда шахта организовывала выезд семей работников на Кураховское водохранилище, где приятно искупаться. Главное, в середину и к плотине не заплывать, несколько зевак здесь нашли свою смерть… А еще здесь масса змей, так что с пляжей – ни на шаг!

Собственно, на Рое держится весь грузооборот линии Красноармейск – Рутченково. В 9.30 из Красноармейска отправляется состав с Павлоградским углем до Рои, откуда постепенно вывозится ЧМухами в сторону ГРЭС. Подъездной путь к ГРЭС находится с западной стороны, пересекает заводь по мосту и весной-летом смотрится очень даже ничего! С востока приходит состав с цистернами для Кураховской нефтебазы. После проследования дизельпоезда, в котором я все еще ехал в Красноармейск, оба состава “отчаливают” в обратном направлении. Кроме того, был замечен состав с углем, явно тоже для Кураховской ГРЭС, отправляющийся от ст. Рутченково в 14.00, т.е. вслед пригородному дизельпоезду Ясиноватая – Цукуриха. Линия обслуживается Красноармейскими тепловозами ЧМЭ3 и 2ТЭ116, если не считать ведомственных ТГМов. Сразу за Роей имеется еще одна платформа в черте Курахово – о.п. 35 км, где выходит практически столько же людей, сколько и на Рое. На перегоне – удивительный вид на р. Волчья с моста, где всегда можно засечь рыбаков. Здесь завершается массовый отток дачников, населенность поезда снижается до 15-20 %.

Между Курахово и следующей станцией – Цукурихой – имеется несколько платформ, которыми пользуются дачники и аборигены. За о.п. 35 км имеется о.п. 37 км, что в селе Берестки (есть информация, что там есть пионерский лагерь “Березка”). Далее имеется дачный о.п. 38 км, и еще один “поглотитель” дачников – о.п. Суворово в селе Новоселидовка. После него населенность утреннего дизельпоезда Иловайск – Красноармейск уменьшается до 10 %, примерно такой же она остается до самого Красноармейска. Еще 2 платформы, и заезжаем на ст. Цукуриха. Тоже большая станция, имеется ветка на ст. Кураховка, по которой (так же как и по Дубовской линии) ранее ходили пригородные поезда, а сейчас – 2 пары рабочих составов. На территории станции имеется небольшое производство – здесь дробят щебень и загружают им автосамосвалы посредством нории. На Цукурихе наш дизельпоезд часто разъезжается с грузовым составом с Павлоградским углем из Красноармейска. А на первом пути почти всегда стоЯт грузовые вагоны, может быть на Кураховку или оттуда. Пассажирооборот станции сейчас не тот, что раньше…

За Цукурихой расположена станция Селидовка. Расположена в нескольких километрах от города Селидово, который ранее был слободой Селидовка, в честь которой и назвали станцию. Вспоминается путанница с происхождением названия: одни говорят, что первого поселенца здесь звали Селид, а другие – что называлась слобода вовсе не Селидовка, а Салодовка. Мол, когда прибыли царские чиновники для переписи населения, им местные вынесли сало. Сейчас пристанционный поселок называется Вишневое, и подчинен Селидоскому горсовету. Станция переживает стадию реанимации – в 2005 г. ее закрывали для коммерческих операций, подъездной путь на весовую заржавел. Теперь все возвратилось “на круги своя” – подъездной и все 4 станционных пути используются. В город и близлежащее село Петровка Красноармейского района ходит автобус. В этом селе находится остановочный пункт 60 км, по которому местные встают, а некоторые из них – еще и ловят попутки на совхоз Петровского, который в полутора часах езды от полустанка – автобусов-то нет уже 3 года!

Остановочный пункт, ех-станция Соленый расположен у с. Желтое Красноармейского района. Приходилось быть и тут. Назван он по имени реки – Соленая, которая проходит через вышеупомянутую Новоселидовку. Вода в реке и вправду соленая, даже в колодцах она пресной никогда не была! Далее расположен о.п. 69 км, который обслуживает поселки Шевченко, Новый Труд, а может быть и село Зеленое. Последний раздельный пункт на пути к Красноармейску – станция Чунишино. Ранее отсюда отходил подъездной путь к шахте Шевченко, с той стороны даже была станция Бельгия. В 2002 г. путь разобрали, оставив в Чунишино 3 пути. Сейчас станция, как и Острый, фактически превращена в разъезд – 3 путь завален рельсошпальными решетками, а второй путь не используется. Кстати, поскольку участки Рутченково – Красноармейск и Красноармейск – Доброполье восстанавливали в 40-х гг. немецкие военнопленные, здания вокзалов в Красногоровке, Остром, Рое, Цукурихе, Селидовке, Чунишино, Мерцалово, Доброполье выполнены в одном стеле, близком к готическому. Форма вокзалов одинакова, можно только вывеску сменять. Даже привокзальные туалеты одинаковы!

Дизель-поезд Иловайск – Красноармейск уходит на отстой. Автор – Владимир Цокур.

На подступах к Красноармейску разговорился с проводницей. Во-первых, меня удивила новость, что с Нового Года всех работников ТЧ-19 Иловайск переводят в РПЧ Иловайск. Количество и качество подвижного состава Иловайского моторвагонного депо настолько мало, что это не идет ни в какое сравнение с худо-бедно держащимися на плаву уже созданными РПЧ Ясиноватая, Родаково и даже Сватово. Это будет первое РПЧ в регионе, “держащееся на честном слове”. Им только обещают! Обещают дизельпоезда и рельсовые автобусы! Свой подвижной состав изношен настолько, что рейсы отменяют всеми правдами и неправдами! В августе отменили дизельпоезд Иловайск – Камыш-Заря, якобы в связи с ремонтом пути, а на самом деле в связи с низким пассажиропотоком (а каким ему быть, если поезд ходил трижды в неделю) и предельным износом подвижного состава… Рассказала мне и о дизельпоезде Иловайск – Доброполье, который обслуживался двумя бригадами. А поскольку сейчас наш дизельпоезд обслуживает одна бригада, нельзя его продлить до Доброполья, т.к. маршрут будет более 150 км и не выполняются нормы отдыха бригады по пункту оборота.

Есть на линии Рутченково – Красноармейск масса интересных мест в плане природы. Кроме Кураховского водохранилища, имеются интересные изгибы в выемках на участке Роя – Цукуриха. Летом там все зелено, а ранней весной снег тает только с солнечной стороны. Посмотришь направо – зима, посмотришь налево – весна! А после Селидовки начинается насыпь, прерывающаяся в основном на станциях и платформах. Насыпь изрыта кротами; наверное поэтому скорость на участке Цукуриха – Красноармейск маловата… Что-то я заговорился: мы въезжаем на ст. Красноармейск, вот уже видна электрифицированная линия Ясиноватая – Чаплино! Въезжаем на территорию станции, минуем примыкания путей с Родинской, Димитрова, промышленные объекты, коих превеликое множество, места отстоя дизельпоездов… Стоп! Почему стоим? А, не пускают нас! Такое бывает иногда… Приходится стоять либо на территории станции, либо на входных стрелках, максимум я застрял на последних на 45 минут! Какова причина в этот раз? А-а-а, поезд № 26 Киев – Кисловодск пропускали. Поехали. Приехали. Двери открылись. Ну привет, Красноармейск!

Вокзал станции Красноармейск. Автор – Владимир Цокур.

Вышел на перрон. Моросил дождик, однако он – не помеха в нашем деле. Проводница с вещами пошла отдыхать. Как она гоаорила: Мне – явка на пол-пятого, машинистам – немного ранее”. Осмотрелся – на перроне нет никого. Ах, да! Владимир и Максим из Доброполья мне позвонили, когда я собирался выходить, и сообщили, что не поехали на рабочем поезде Доброполье – Красноармейск из-за долгого времени ожидания дизельпоезда по конечной станции (с 9.25 до 10.50). Хотели сначала приехать автобусом к прибытию дизельпоезда, а затем немного подкорректировали свой график: подъедем, говорят, к часу дня, т.е. к самому отправлению рабочего поезда. Что ж… Пошел осматривать вокзал ст. Красноармейск. Ранее это сооружение по выходным было забито студентами, базарниками и просто путниками, а втот день по прибытии я увидел с десяток пассажиров у суточных касс, ни одного человека не видел в зале ожидания, двое подавали признаки жизни у предварительных касс, и с пяток – в пригородном зале. Вот вам и отношение Донецкой ЖД к пассажирам! Сколько же путников будет через 10 лет в вокзале ст. Красноармейск?

Следует отметить, что вокзал в прошлом году таки отремонтировали, он смотрится превосходно и изнутри, и снаружи. Как в приколах Фомы: “Девушка, Вы такая фешенебельная, что мне становится нерентабельно”… Вокзал отремонтировали. но пользоваться такой красотой вскоре будет некому. Даже буфет из вокзала убрали! Кто хочет – идите в бар или торговую палатку на привокзальной площади – цены будут приблизительно одинаковыми! Правда, есть еще привокзальный рынок, но брать на нем продукты (тоже не самые дешевые) не всем по-душе… В пригородном зале вижу Вову Цокура из Попасной. Он меня поддержал летом, когда мы собирались проехаться по Краматорской агломерации на электричках. Не оставил без внимания он и эту поездку, хотя для него она вышла более, чем накладная: вышел из дому часа в два ночи, а приехал – в пол-одиннадцатого на следующие сутки! Пока нам оставалось до рабочего поезда полтора часа, мы прошлись до Колхозного рынка и обратно: показал ему, откуда в Красноармейске отправляются автобусы на Доброполье, ближний пригород на Родинское и Димитров, и пригородную автостанцию на рынке.

Рабочий поезд Золотые Пруды – Красноармейск – Дубово. Автор – Владимир Цокур.

ПОЕЗД-ПРИЗРАК

По возвращении на вокзал увидели какую-то ЧМуху, и я высказал предположение, что это рабочий поезд пришел из Золотых Прудов. Вова возразил, что рано, поскольку до его прибытия по графику остается больше 15 минут. Подошли к сцепу из вагончика под ЧМухой, спросили у машиниста, откуда он. Тот ответил, что из Золотых Прудов. Вот вам и диспетчерский ход! Ранее я полагал, что рабочие поезда могут только опаздывать до 1,5-2 часов, а теперь оказалось, что получасовое опережение графика на обратном рейсе для него тоже не проблема!.. Поскольку до отправления оставалось более часа, а поезд – вот он, никуда не денется, решили подышать свежим воздухом… возле тепловоза на перроне. О чем говорили – не помню, но вскоре позвонил Максим из Доброполья. Сообщил, что он с Владимиром (тоже из Доброполья) у входа в вокзал со стороны площади. “Выходите на перрон”, – ответил я, а Вове из Попасной (не путать с Владимиром из Доброполья) сказал, что двое сейчас к нам присоединятся. После проследования по третьему пути грузового поезда, Добропольская двойка к нам подошла, и вот мы уже жмем друг другу руки.

Стояли на перроне минут сорок, о чем только не разговаривали. Сначала о троллейбусах Доброполья и Славянска, потом о таксопарке Доброполья, который хотят организовать взамен троллейбуса. Плавно разговор перешел в железнодорожную плоскость, а именно – об исторических поездках под паровозом. Упомянули и депо Гречаны в Хмельницкой области, где летом под паровозами катают иностранцев по Карпатам, а зимой этими паровозами отапливают цеха депо. Упомянули трофейный паровоз ТЭ в Донецком ЖД-музее, который ранее был в депо ст. Красноармейск. Его перегоняли в Донецк своим ходом аж 20 часов, а после этого испортили топку и еще кое-что… Теперь он почти действующий. Так же хотели передать на Доецкую ЖД законсервированный паровоз приписки Одесской ЖД, для чего его обещали расконсервировать. Однако у нас нет базы, чтобы содержать паровозы, ведь нужно их где-то разворачивать, заправлять водой, углем! Ранее директор Донецкого ЖД-музея хотел “застолбить” место для базы паровозов в Мушкетово, но местные “шишки” воспротивились этому. Жалко, хотелось бы проехать под паровозом хотя бы от Донецка до Ясиноватой…

Стация Родинская. Автор – Владимир Цокур.

Вдруг наш вагончик под ЧМухой тронулся в сторону отстоя вагонов хозяйственных поездов на Кураховку, Доброполье и Дубово. Сразу вспомнились слухи о том, что поезд на Дубово может ходить не каждый день – у страха глаза велики! Владимир Цокур успокоил, что не все потеряно, а через полминуты увидели, как под вагон подкладывают башмаки. Ага, ЧМуху отцепят для дальнейшей переприцепки. Вот и проводница зашла в вагон; когда я ездил летом в этом поезде от Красноармейска до Родинской, то работала та же проводница. Пошел народ в виде одинокого дедушки с сумкой. Мы решили, что нам пора, тем более дождик все усиливался и лишал смысла наше дальнейшее пребывание на перроне. Зашли, нашли себе свободное купе. Вагоны, можно сказать, королевские, если не считать, что из сидушек высунули весь поролон (или вату, что в них тромбуют – не знаю): чистые “кофейные” плацкартники, вторые полки целые! Мы с Владимиром Цокуром предположили, что это “общаки” бывшего Старобельского “ковбоя”. Дальше началось нечто: Владимир Орос, наш добропольский коллега открыл сумку…

Я, вообще-то, ко многому привыкший, и до сего дня считал, что комплексами по поводу легкой выпивки в дороге не страдаю. Хотя, если еду сам – стараюсь не пить всего, что крепче кефира. А здесь выставили на столик такое, от чего у меня челюсть слегка отвисла: пиво (часть запасов которого выставил и я), коньяк, да и “поляна” к “лимонаду” была, как “с барского стола”. От меня были “охотничьи” колбаски, в магазине утверждали, что из свинины, чесночный хлеб. Но основной наш снабжающий – вышеупомянутый добропольский коллега. Это и картошка отварная, и вяленная килька, и “яйца вкрутую”, и многое-многое интересное. Пока мы разлаживались, поезд тронулся, причем ровно в 13.20, даже не дожидаясь электропоезда Чаплино – Ясиноватая, с прибытием которого, якобы, согласовано отправление рабочего поезда на Дубово. К нам подошел работник ЖД и собрал “за проезд” – по “пятерке” до Дубово. Цена, скажу вам, “чисто символическая”, как выразился железнодорожник, и я с ним целиком согласен. Если бы это был пригородный поезд, мы бы расстались с суммой в 5,6 грн., а на автобусе пришлось бы раскошелиться на 20,6 грн.!

Наша компания в поезде Красноармейск – Дубово. Автор – Владимир Цокур.

Возвращаясь к вопросу согласования, пришлось однажды наблюдать оное по-донбасски. Жду как-то по Красноармейску вышеупомянутый электропоезд Чаплино – Ясиноватая, рядом стоИт готовый к отправлению рабочий поезд на Дубово. С опозданием в 5 минут прибывает на 3-й путь электропоезд Чаплино – Ясиноватая, а на 4-м на старте Дубовский… Народ начинает толпой валить из Чаплинской электрички, Дубовский же “тапок” ждет не более минуты, после чего плавно, естественно без всякого объявления, отчаливает. Он редко опаздывает с отправлением из Красноармейска, только частенько его за мостом на территории станции ставят под обгон на полчаса!.. Вот вам и согласование! Люди еще не вышли из электропоезда, э этому “товарищу” уже протрубили! Вот вам и хозяйственный поезд, вот вам и диспетчерский ход! Правда, на этот раз с обгоном пронесло, мы пошли точно по графику. Осмотрели депо, в котором красовались полуразрушенные “родные” вагоны ЛВЧД Красноармейск, бывшие в ходу до сего года. Дрезины тоже были… Плавно проехали ответвление на Димитровские шахты, правда не по нашу сторону – купе было обращено окнами к депо.

Проехали на пониженной скорости остановочный пункт 83 км. Сам блочок находится практически под мостом – путепроводом автодороги на Димитров. Рядом расположена остановка “Дорожная” автобусов Добропольского направления, а немного поодаль – остановка “Заводская” автобусов Димитровского направления. В народе обе остановки называются “Динас”, по названию поселка Динзавода, расположенного в этих местах. Блочок расположен у южной горловины станции Новая Димитровпогрузтранса, от которой отходят подъездные пути на Димитровские шахты. Собственно, путь на Димитров напротив депо тоже Димитровпогрузтрансовский. Если бы можно было проложить объздную железную дорогу вокруг Красноармейска частично по путям Димитровпогрузтранса, частично по западной околице Димитрова до поста № 11 и далее до Гродовки, то можно было бы напрямую направлять грузовые составы из Доброполья в Авдеевку, коих ок. 90 % из тех мест. Однако, руководство УЗ не хочет решать межведомственные вопросы, окрещая подобные проекты экономически нецелесообразными.

Участок Мерцалово – Доброполье. Автор – Владимир Цокур.

Первая обязательная остановка поезда – станция Родинская. От нее отходят подъездные пути к шахтам “Родинская”, “Краснолиманская” и “Белицкая”, все пути УЗ (не смотря на то, что последняя шахта подчиняется Великому и Могучему “Добропольеуглю”). Пришлось не один час провести на этой станции, поскольку там прошло мое детство. Хорошо помню, как до 1992-1993 гг. на станции работало багажное отделение, а до 2000 г. в составе утреннего поезда Красноармейск – Дубово курсировал багажный вагон с хлеборазвозкой. Помню дизельпоезда Иловайск – Лозовая и Попасная – Доброполье, которые обслуживались двумя бригадами. Помню 4 пары Красноармейск – Дубово в сутки. И много чего еще помню! Ранее от станции был подъездной путь на стратегический завод “Квант” и шахту “Запорожская”, где сейчас чуть ли ни свиноферму держат. Помню путь от шахты “Белицкая” на Водяную-2, где так же был военный завод, даже немалые грузовые составы туда ходили. Помнится зарисовка 1996 г., когда бастующие шахтеры перекрыли автодорогу, и несколько дней (пока те не додумались перекрыть и ЖД) с шахты “Краснолиманская” на Красноармейск рабочие поезда ходили!

От Родинской до Мерцалово ехали относительно быстро. Весь путь от Красноармейска до Мерцалово – на бетонных шпалах. По-видимому, их уложили и на участке Мерцалово – Доброполье – Лунная. В этих местах я когда-то рассекал по грунтовке на велосипеде, раз даже в пеший поход с классом ходил. А что, посадка, поле – самое то для пикника! На подступах к Мерцалово, когда стали видны складЫ/бАзы станции, Владимир Цокур заволновался, и побежал в сторону туалета, который закрыт. Естественно с фотоаппаратом. Хотел сфотографировать вокзальное здание, но какой-то технологический состав загромоздил весь вид. Пришлось довольствоваться получившимся снимком перегона Мерцалово – Доброполье из тамбура рабочего поезда. После Мерцалово скорость поезда снизилась до 20 км/ч, машинист ЧМухи то и дело подтормаживал, дабы уложиться в график поезда, средняя скорость которого на участке Мерцалово – Дубово составляет примерно 19 км/ч. Год назад мне приходил ответ из УЗ на мое возмущение положением дел на участке, в котором заместитель гендиректора указывал на ремонт пути участка Мерцалово – Ордынская. Где ремонт?

О.п. 52 км, участок Легендарная – Мерцалово. Автор – Владимир Цокур.

Ремонта не было минимум с 2001 г., когда люди толпились в одном вагончике от Красноармейск до Мерцалово. Если посмотреть срок службы деревянных шпал с пропиткой креозотовым маслом, то выходит 5-8 лет. То есть, участок работает фактически на пределе. А злополучная Ордынская в письме-ответе есть ни что иное, как Родинская, толко слово было исправлено системой проверки правописания в ураинском языке MS’Word. Это, естественно, не снимает ответственности с чиновника, который не углядел. Значит, в 2009-2010 гг. должна решаться судьба участка Мерцалово – Дубово, ветку от Золотых Прудов до Дубово вполне могут сделать достоянием истории. Мне почему-то думается, что этого сделать не должны по одной простой причине: запасов коксующегося угля в недрах под землей, числящейся в Александровском районе, хватит на 350 лет, а время экономического кризиса несоизмеримо с этим сроком. Во-вторых, уголек шахты “Пионер” под Новодонецким присмотрели в Запорожье, а направлять туда составы легче через Дубово, а не через перегруженный Красноармейск. Так что, скорее всего нам не избежать глобальных ковырялок в этих местах!

Остановились на о.п. Облачный, который еще 10 лет назад был станцией, и весьма перспективной. Все станции на участке Красноармейск – Дубово, кроме Мерцалово, не были предназначены для разминовки пассажирских составов. Да и сейчас то же положение дел, только станций меньше. Сейсас “одноперронные” станции – Родинская, Легендарная и Золотые Пруды, ранее еще были Облачный и Ветерок. Так вот, практически каждая из “одноперронных” станций успела поучаствовать в “маскараде” под условным названием “Пропусти ближнего”. Поезда, идущие на Дубово, имели преоритет перед поездами, идущими на Красноармейск. Поезд, который следовал на Красноармейск, прибывал на первый путь, высаживал желающих, и становился на грузовой путь. В это время поезд, следующий на Дубово, проследовал с одноминутной остановкой по первому пути. После этого поезд, что на Красноармейск, обратно подходил на первый путь, и после непродолжительной стоянки отправлялся “по своим делам”. Время маневров составляло 20-40 минут. Видел такие маневры (в расписании и воочию) на Родинской, Облачном и Легендарной.

Южная горловина станции Легендарная. Автор – Владимир Цокур.

Володя с фотоаппаратом побежал в тамбур – сфотографировать Облачный. Поезд после полуминутной стоянки отправился. Вот уже минут 5 едем, а Володи все нет! Максим бросил реплику, что он вышел по Облачному, и меня бросило в жар, а потОм – в холодный пот. Воображение рисовало картину, как трясущийся от холода молодой человек думает, что ему делать: зябнуть 6 часов на платформе (а бывшее станционное здание-то заколочено), идти до ближайшего села (Кутузовка) 3 км или до автодороги Краматорск – Доброполье 2 км, чтобы куда-то уехать… Куртка и мобильник остались у нас в купе, у него из верхней одежды – один фотоаппарат! Не-е-ет, вот он бредет из тамбура! Фу-у-ух, как от сердца отлегло. Все-таки, я позвал ребят на эту линию, поэтому основная ответственность лежит на мне!.. Теперь добропольские ребята обсуждают, как им лучше ехать назад в Доброполье: встать по Мерцалово и ловить такси, или пешком от Облачного дойти до дороги, оттуда – в сторону Доброполья. Было решено ехать назад до Мерцалово, поскольку Владимира Ороса должны были забрать родственники из Мерцалово.

Кстати, у меня тоже есть приключение, связанное со станцией Облачный. В 1995 г., когда еще ходил ночной поезд Красноармейск – Дубово (из Красноармейска – в 22-23 часа), я после трудного дня погрузился в этот поезд, чтобы проехать в нем от ст. Красноармейск до ст. Родинская. Людей на этом рейсе было немного, но все же занимали сначала свободные купе, а потОм – боковушки. Поэтому, чтобы мне никто не составил компанию, и не оттоптал ноги, я улегся на вторую полку боковушки. Проводница проверила билет, и я после этого… очнулся на Облачном! Оказывается, на перегоне 83 км – Родинское я заснул, хотя надо было готовиться к выходу. Проснулся, когда поезд уже отправился, а на грузовом пути стоял встречный поезд в сторону Красноармейска, которому я помахал рукой. Благо, проводница попалась понятливая, указала мне на мое место и сказала, чтобы спал, а на своей Родинской вставал на обратном пути. Так я и приехал домой в шестом часу утра вместо одиннадцати вечера. Это было мое самое долгое путешествие между станциями, находящимися друг от друга в 10 км!

Перрон ст. Легендарная. Автор – Владимир Цокур.

Что самое обидное, фотографий Облачного у Вовы Цокура не получилось. Точнее, они получились смазанными, и он их удалил. Получилась фотография остановочного пункта 52 км, что в селе Нововодяное Добропольского района. Село имеет связь с Добропольем – Красноармейском и Краматорском – Славянском посредством шинокопытного рейсового транспорта, но до остановки на автодороге идти километра 3-3,5 через село. Железная дорога никогда не использовалась сельчанами на “близкодействии”, только для поездок на рынки Харькова и Красноармейска. На мой взгляд, основная ошибка руководства ЖД на этом направлении в том, что оно “отсекло” “дальних” пассажиров, оставив участок для внутренних перевозок, коих всегда было минимум. Остановки 49 и 41 км (соответственно село Благодать и переезд между Куроедовкой и Степановкой) проехали без остановок: первый населенный пункт малый, а второй блочок (как мне показалось) пассажирами в темное время суток сейчас не используется. Ехали медленно. Смеркалось. Задушевная беседа не прекращалась. Мне пришлось пропустить несколько коньячных “дринков” – с утра не ел.

В Легендарную прибыли “по серому”. Вова успел запечатлеть южную горловину станции (а вот участок Легендарная – Дружная у него почему-то не получился) и перрон (вокзал тоже не получился). Отправились через минуту. Видели элеватор, видели станцию. Это вторая по величине станция на направлении (не считая Красноармейска) после Доброполья, и третья по грузообороту после Доброполья и Родинской. Хотя, количество поездов здесь небольшое: по 2 пары грузовых и рабочих. Сюда доставляется уголь с шахты “Пионер”; судя по составу с углем, увиденному ок. 11 часов утра по о.п. 83 км, можно судить о том, что минимум 1 грузовой состав через ст. Легендарная – транзитный. Потому что из Красноармейска на Доброполье – Легендарную – устойчивый поток порожних вагонов. После Легендарной имеем такую глухомань, что порою самому становится страшно за линию. Остается надеяться, что здравый смысл возобладает над сиюминутной выгодой, и линию не “сдадут в металлолом”… Остановочный пункт 26 км проследовали без остановки, хотя он находится в черте райцентра Александровка, в 1,5 км от центра поселка.

Наша компания в поезде Дубово – Красноармейск. Автор – Сергей Долманов.

За Легендарной начинаются самые красивые места вдоль линии, но мы из-за короткого светового дня их не увидели. Видели зеркальную гладь Самарских ставков и огни деревни Новосамарское. В 1995 г. здесь была остановка “по требованию” между Легендарной и о.п. 26 км. Так же недалеко от сельсовета Новоалександровка, что обслуживается о.п. 15 км, имеются заповедные леса и балки. Местность – холмистая равнина. Вид хороший, но увы и ах! С восцарением темноты за окном вагона, таковая охватила и нас. Слава Богу, голоса друг друга уже выучили… Останавливались по станции Золотые Пруды (обязательная остановка; нефтебаза в темноте впечатляет – как городок из будущего) и о.п. 15 км (по требованию). После того незаметно проехали о.п. Ветерок, а вот огни с. Карповка (где раньше был о.п. 4 км) заметили. Скоро конечная! Еще один момент: тот факт, что километраж на линии идет от Дубово до Красноармейска, косвенно подтверждает, что связка Мерцалово – Дубово строилась вовсе не от Мерцалово, и вовсе не для внутренних нужд “Добропольеугля”. Все-таки ее строили для грузового обхода ст. Славянск! Здесь была тьма пар грузовых, а вот грузоотправителей и получателей – мало…

Кстати, о грузоотправителях. На ст. Легендарная можно лицезреть громадный элеватор. Легендарненский элеватор – самый большой в Украине и третий по величине в Европе. Рссчитан на 150 тыс. тонн зерна с расчетной суточной отгрузкой 2 тыс. тонн (или 30 вагонов). В начале года элеватор работал на треть своей проектной мощности, а в кризисную пору, вероятно, и того меньше. Вообще, эти места – святые для “отцов” агротуризма в Украине. Кроме Легендарненского элеватора, имеется ряд КСП и фермерских хозяйств в Никаноровке, Нововодяном, Степановке, Новоалександровке и т.д.; между Новоалександровкой (о.п. 15 км) и Варваровкой (о.п. 19 км) имеется ряд заповедных лесов. Рейсовое ЖД-сообщение способствовало бы развитию сельского туризма, а туризм – развитию ЖД-сообщения. Более того, у Кутузовки, Рубежного (ст. Облачный), Благодати (о.п. 49 км), Куроедовки, Степановки (о.п. 41 км), Новосамарского (о.п. 26 км), Варваровки (о.п. 19 км), Новоалександровки (о.п. 15 км) и Елизаветовки (ст. Ветерок) кроме рабочего поезда нет связи с внешним миром.

Минут 20 стояли на входном светофоре ст. Дубово, заметили электропоезд Харьков – Языково, идущий по участку Дубово – Славянск. Вскоре нас подтянули к Красноармейской платформе станции Дубово, мрак в вагоне сменился на свет от станционных огней. Мы вышли вместе с немногочисленными пассажирами из вагона, оставив свои “пожитки” в купе. Все-таки назад ехать! Наш краматорский коллега Сергей Долманов, предательски прячущийся на интернет-форумах под ником Xvost, и развивающий проект “Пост Ворскла”, встречал нас на платформе. Если не первыми, то вторыми его словами были: “В вокзале сделали со стороны [Красноармейской] платформы парадный вход, а поездов не осталось…” Правда, остался единственный поезд-призрак, в котором мы приехали. Призрак потому, что по конечным пунктам он никак не объявляется, и следует фактически вне расписания, если перегон свободен. Эти моменты заставляют пассажиров не просто приблизительно ориентироваться на него, но и сомневаться в его ежедневности и реальности. Поскольку Сергей распространяет в электричках расписание электричек, ему уже высказывали претензии по этому поводу!

Наша компания в поезде Дубово – Красноармейск. Автор – Сергей Долманов.

У Сергея была нелегкая сумка, в которой он привез подборку расписаний пригородных и пассажирких поездов по некоторым станциям Донецкой ЖД за 1997-2006 гг. Эту подборку ему давал я с надеждой как-то оформить их в сети (Сергей говорил, что у него есть досткп к сканеру), однако что-то сорвалось… В общем, требовалось эту подборку вернуть мне. Я ему говорю: “Если хочешь, можешь положить сумку в наше купе, там увидишь наши вещи на столе”. Тот вошел в вагон, а через минуту вышел с удивленными глазами: “Я думал, что на столе лежат карты и прочие документы, а там поляна!..” Ну что ж, изначально я думал подготовить небольшую подборку документов, но после того, как перестал надеяться на массовость встречи, решил провести ее как дружеское общение. Ведь все эти документы, по большому счету, находятся у меня в голове! После мы минут 10-15 стояли на перроне, разговаривая между собою на отвлеченные темы. И вдруг кого-то из нас прошибло: нужно сбегать в пристанционный магазин и пополнить запасы “топлива”! В очереди стояли минут 10, после стремглав мчались к своему поезду, дабы не бежать за ним до Красноармейска.

Среди всего прочего в магазине взяли свечи. Ведь 22 ноября для Украины – памятный день. Не буду ворошить историю, оглашать выводы, кто прав, а кто виноват, поскольку отношусь к нашей истории с почтением. Хоть я не являюсь симпатиком нашего Президента, его просьба “зажечь свечу памяти” имеет рациональное зерно. Собственно, это была первая причина взять себе автономное освещение. Вторая – более приземленная: сидеть без света до Красноармейска не хотелось, поскольку не для того мы вырвались из домов, чтобы в темноте анекдоты рассказывать – было важно лицезреть друг друга. Кроме того, отсутствие какого-либо другого освещения в вагоне придавало нашей свече некоторый шарм – мы вдруг погрузились во времена Чехова, когда поезда освещались свечами, а освещение было настолько тусклым, что порою читать при нем нельзя было. Максимально устойчиво закрепив свечу, дабы не наделать беды в вагоне, мы приготовились ехать. Это был вечер памяти всех человеческих жертв репрессий прошлых лет, а так же железнодорожных этих лет. Ранее целенаправленно уничтожали людей, сейчас – транспорт, базу для жизнедеятельности людей!

Наша компания в поезде Дубово – Красноармейск. Автор – Сергей Долманов.

Пардон за аналогии, не примите за кощунство, просто жизнь научила не доверять властям, а ждать от них только плохого… К нам подошли работники ЖД, дабы взять “дань” за проезд. Жутко были удивлены тем, что назад едут знакомые лица. Вот какая штука: удивились-то не нашему столу, его сразу же пропустили, не приняв во внимание. Удивились нашему присутствию на обратном рейсе! Такое в этих краях было в диковинку. Собственно, Владимир Цокур и Сергей Долманов – первые ферроэквинологи, посетившие линию Красноармейск – Дубово, если не считать меня и Богдана из Родинской, предоставивших несколько фотоснимков ст. Родинская и участка Красноармейск – Мерцалово на сайт “Паровоз И.С.”, но это не самые глухие места! Сергей начал разъяснения на тему “Кто такие ферроэквинологи?” с комментариями Вашего покорного слуги “Те, кто водку, пиво и коньяк с одной посуды пьет”, и тому подобными. Работники ЖД пожелали счастливого пути, почаще приходить к ним, а мы успели пригласить проводницу к своему “шалашу”. Отправились без приключений, собственно без них и доехали до конечной.

На обратном пути останавливались на Ветерке, 15 км, Золотых Прудах, кажись 26 км, Легендарной, Мерцалово, Родинской. Вскоре после отправления к нам пришла проводница со стаканом чая. Разговора о ферроэквинологии не получилось, поскольку не все могли это слово выговорить. Шутка! Просто некоторых наших товарищей задело за живое, и они принялись рассказывать о том, где были и как фотографировали, а такие разговоры с оптическими точностями понравятся не каждой девушке. Я попробовал перевести разговор в плоскость будущего линии Красноармейск – Дубово и пассажирского сообщения на ней. Лена (так представилась проводница) сказала, что поезд нужен (кто бы сомневался), поскольку не смотря на то, что руководство Донецкой ЖД пытается предать поезд забвению, жители Степановки ездят на нем по хлеб в Новодонецкое (т.е. утренним рейсом Красноармейск – Золотые Пруды от о.п. 41 км до Легендарной и обратно). Все же основной упор нужно делать не на местное население, а на “дальнодействие”, о котором было упомянуто выше здесь и в других моих творениях данной тематики.

.Наша компания в поезде Дубово – Красноармейск. Автор – Сергей Долманов.

Чего себе не прощу, так того, что не смог поговорить дальше с молодой работницей ЖД о линии, но мои коллеги замучали ее своими репликами на другие темы. Ей пришлось уйти от нас при первом же удобном случае. Поэтому, дальнейший разговор продолжился без нее. Максим то и дело бегал с сигаретами в тамбур, он единственный из нашей компании дымил. Мы неумолимо приближались к Мерцалово, где нашу Добропольскую подгруппу ждала машина. Владимир Цокур по Легендарной прилег отдохнуть – ведь он на ногах был с двух часов ночи – и проспал до самого Красноармейска. По Мерцалово мы попрощались с нашими добропольскими коллегами и принялись за уборку купе после себя. Ведь “лимонад” был отменным, а “олимонаженные” мы ненароком столкнули шелуху тыквенных семечек, контробандой завезенных в вагон Сергеем. Управились иы быстро, а после сдачи проводникам веника с савком загасили свечу. Во-первых, мы уже подъезжали к Красноармейску, а во-вторых, та догорела до основания. По Родинской стояли минут 15 – мы опережали график на полчаса. Вот вам еще раз диспетчерский ход! В Красноармейск прибыли на 15 минут раньше от графика.

ДОМОЙ!!!

По Красноармейску минут 20 ждали электричку Чаплино – Ясиноватая. Этим рейсом я ездил, когда мне было 7 лет, и тогда он был сообщением Красноармейск – Ясиноватая с подвязкой к нему электрички Чаплино – Красноармейск. Как сейчас помню раритетные СР-3 с деревянными сиденьями, открывающимися вручную дверями и неработающими туалетами. Сейчас все намного лучше, встретить здесь можно в худшем случае ЭР2Т… Я первым делом купил билет, увеличив окупаемость пригородных перевозок. Объявили прибытие электропоезда на первый путь. Сергей, Владимир и я вышли на перрон. Попался нам первый вагон электрички и… некая Синеглазка. Она заходила в вагон с тяжелыми сумками, а провожающий ее таксист попросил нас помочь ей с ношей. Мы на свою голову согласились. Пришлось коротать время в общении с ней. За Очеретино она заснула, поэтому мы с Сергеем немного поговорили об издании расписания движения пригородных поездов разными людьми, в т.ч. им и Донецкой ЖД. Многие вещи узнал… В Ясиноватую прибыли без 11 минут полночь. Помогли нашей Синеглазке вынести вещи, точнее внести их в зал ожидания.

Я не убираю, я деньги лопатой гребу… Автор – Сергей Долманов.

Наша Синеглазка – уникальный индивид, поэтому позвольте сказать несколько слов о ней. Как она нам сказала, ехала от любовника к мужу. Наверное муж и начал ей названивать с самого начала дороги, пока телефон не разрядился. На самом деле девушку звали Таня, а Синеглазкой пришлось ее прозвать за синевато-черноватую тушь на веках. Кроме того, ее шляпка была в стиле “аля-бальзаковский возраст”, что навело меня на ошибочные мысли, что ей минимум 35 лет, а она-то с мной одногодка! И еще, одно из первых ее предложений нам было выпить “беленькой”. Я и Вова Цокур отказались, сославшись на неперносимость данного напитка и усталость, а вот Сергей… Я иногда восхищаюсь им, как пропивший свое нижнее белье оставшимся в трусах! Он найдет общий язык с кем угодно! Пока Синеглазка спала, он пытался помочь мужичку (тоже немного нетрезвому) с его мобильником. По прибытии в Ясиноватую он заснул крепким сном, мне же пришлось немного послоняться по вокзалу и прлегающей территории – спать в зале ожидания пока что не приходилось, а Красноармейская вокзальная милиция напрочь отбила охоту этим когда-либо заняться.

В 3 часа ночи мы вчетвером (Сергей, Владимир, я и Синеглазка) стояли на второй платформе и рассаживались по электричкам. Первой определили даму в электричку Мариупольского направления, занеся в салон ее сумки. Вторым проводили Вову в электричку Ясиноватая – Нижнекрынка – Боржиковка, чтобы по Дебальцево ему пересесть на дизельпоезд Родаково – Дебальцево – Нырково – Родаково до Попасной. По дороге он долго думал, куда ему ехать: до Дебальцево или до Боржиковки, т.к. дизельпоезд на Попасную проследует эти станции. В конце-концов, нелетная погода вынудила его остановиться по Дебальцево. Кстати, как оказалось впоследствие, дизельпоезд тот состоял из головной секции ДПЛ под половинкой 2ТЭ116 без отопления салона… Я с Сергеем дождались засылку на Долю, Сергей открыл мне двери (вручную!!!), я занял место в головной секции. Сам Сергей остался ждать свою электричку на Краматорск. Так мы расстались. Ехал я засылкой сначала в Долю, а потОм обратно до Рутченково, а вот билет мне продали от Ясиноватой до Рутченково. Причем, проводница меня спрсила, не все ли равно мне, куда ехать…

КакОй вывод можно сделать из этой поездки? Конечно, отрадно, что на участке хоть какОе пассажирское движение, но существует. Хоть Донецкая ЖД сама виновата в критически малом пассажиропотоке на линии, в данном случае этот вариант сообщения является наиболее оптимальным. Однако, со слов проводницы рабочего поезда, рвение начальства отменить данный поезд было, и не факт, что его сейчас нет. Мне даже немного боязно публиковать отчет: не дай Боже, прочитает ЖД-начальство о наших похождениях, и отменит поезд из-за “лимонада” и “автономного освещения”! Что с нас спрашивать? Пусть попробуют доказать, что мы пили лимонад с градусом, а свеча горела именно в том вагоне, о котором писАлось… А вот чтобы отменить рабочий поезд, никаких доказательств не нужно, еще и проводникам “пистон вставят”… Пострадают, как всегда, простые люди. Более того, все для сворачивания пригородного и любого пассажирского сообщения на участке есть: участок Мерцалово – Дубово давно не ремонтировался, пассажиропоток не блещет, автобусные рейсы практически полностью дублируют рейсы рабочего поезда… Будем надеяться!

Сергей Долманов aka Xvost: Что до того, подстегнёт ли наш отчёт ж. д. начальство к репрессивным действиям, то это вопрос сложный. Никаких нарушений в пути не было, за исключением свечки на столе, но ведь и эксплуатировать пассажирский ПС в темное время суток без освещения, насколько мне известно, нельзя. Ко всему, насколько мне помниться, из-за неработающего в виде экономии генератора, не было и габаритных огней, а это весьма серьезное нарушение. Проезд по 5 грн. ж. д. начальству тоже известен. Вобщем, настоящий поезд-призрак нелегал ))) Вопросы касательно будущего линии, поднятые в отчёте, ж. д. чиновникам известны, здесь ничего нового нет. Даже не знаю, каким образом наш отчёт может вызвать репрессии против Дубовского экспресса.

Будь ласка, поширте цю публікацію. Дякуємо!

Залишити відповідь