Золотой Колодезь-2013

Ориентировочно, на последнюю декаду мая сего года запланировано тематическое мероприятие в с. Золотой Колодезь Добропольского района, посвящённое проектам железной дороги в направлении Гришино – Краматорская акционерных обществ Северодонецкой и Токмакской железных дорог, а также подъездного пути в направлении Гришино – Золотой Колодезь – Екатерининской железной дороги. Мероприятие будет проводиться при содействии руководства музея истории села Золотой Колодезь, а также неповторимой золотоколодезской природы!

Уже в 60-х г.г. XIX в. в Золотом Колодезе добывали каменный уголь из верхних горизонтов здешнего месторождения кустарным способом. В начале ХХ в. месторождением угля в районе села заинтересовались представители французского капитала, однако, по техническим причинам, промышленную добычу угля здесь так и не наладили. Горные работы на более “глубинных” горизонтах вызывали повышенный водоприток в шахтные выработки, и насосы не успевали откачивать столько воды. Лишь в 50-х г.г. ХХ в. в селе обнаружили два подземных озера, одно из которых и поныне служит источником минеральной воды ТМ “Золотой Колодезь”. С источником – также своя история, но её здесь и сейчас обсуждать не будем. Копанки же в селе существовали до 1950 г., и числились на балансе сельской школы.

В начале ХХ в. был составлен ряд проектов железной дороги к Золотому Колодезю, которые были нацелены как на освоение транзита в направлении Краматорская – Гришино, так и на обслуживание исключительно здешнего месторождения угля. Хронология основных событий в данном деле представлена ниже:
1902 г. – инженер В.И.Пилсудский ходатайствовал о строительстве ж.д. Гришино – Бык (ЮВЖД) ч/з район Краматорска, Славянска.
1911 г. – начальник Екатерининской ж.д. К.Н.Ванифантьев ходатайствовал перед Особой комиссией о строительстве Григорьевской подъездной линии от ст. Гришино в северо-восточном направлении с последующим её продлением до Южных ж.д. (район Краматорска, Дружковки).
1912-1913 г.г. – Правление Северодонецкой ж.д. составило проект ж.д. Краматорская – Гришино с ветвями до Дружковки и Рутченково. Проект составлен в двух вариантах: через Золотой Колодезь и через Шахово (Октябрьское). Комиссия по новым ж.д. и Совет Съезда горнопромышленников юга России отдали предпочтение варианту через Золотой Колодезь.
1913 г. – Совет Министров принял решение о строительстве ж.д. Рутченково – Гришино – Золотой Колодезь за счёт казны. Техотдел службы пути Екатерининской ж.д. получил задание составить проект ж.д. в данном направлении, а также подъездных путей, связанных с ним.
1914 г. – Министерство путей сообщения приняло решение о строительстве силами Екатерининской ж.д. линии Рутченково – Гришино – Доброполье. Ветвей к Золотому Колодцу, Новому Штепино и Григорьевке решено не строить. Начало строительства ж.д. Рутченково – Гришино – Доброполье.
1915-1916 г.г. – Правление Токмакской ж.д. разработало проект линии Цареконстантиновка (Камыш-Заря) – Гришино – Краматорская через Золотой Колодезь с ветвями на Дружковку и Лозовую. Управление Екатерининской ж.д. разработало проект участка ж.д. Гришино – Краматорская через Шахово.
1917 г. – Комиссия по новым ж.д. рекомендовала строительство ж.д. Цареконстантиновка – Краматорская с ветвью на Дружковку за счёт казны силами Екатерининской ж.д. с проведением трассы ж.д. Гришино – Краматорская через Шахово. В связи с революцией, к строительству в 1917 г. не приступили.
1918 г. – с приходом в Донбасс австро-немецких войск и установлением власти гетмана П.Скоропадского, возобновились разговоры о строительстве ж.д. Мариуполь – Гришино – Краматорская, однако к ноябрю 1918 г. к строительству не приступили.
В связи с Гражданской войной не было проложено ни метра путей в данном направлении…

Во время мероприятия запланировано:
– передача копий документов, касающихся проектов железных дорог в направлении Гришино – Краматорская, Гришино – Золотой Колодезь в сельский музей истории;
– небольшой рассказ о сути проектов железных дорог и причинах их не-осуществления;
– осмотр мест, где в XIX-XX в.в. копали уголь, а также источников (!!!) минеральной воды в балках Грузская, Развилки, Попова и т.д.

Об уточнении даты мероприятия будет оповещено дополнительно! Все подробности о мероприятии, включая фото природы, мест угледобычи и некоторых документов, касающихся проектов ж.д. – здесь: http://vk.com/event50392703

Приглашаются все желающие!
Даю, на всякий случай, расписание автобусов на Колодезь и обратно. Из Красноармейска (АС) – в 10 часов, из Краматорска (ж.д.) 8:20. Обратно автобус на Доброполье (с пересадкой на Красноармейск) идёт ок. 15:30 и 17:00, на Краматорск – ок. 7 часов вечера, на Дружковку – 15:45. На Золотой Колодезь из Дружковки автобус идёт в 5 и 11 утра, – не совсем удобно…

UPD. Внимание! В связи с загруженностью по работе, встреча в Золотом Колодезе переносится с 26.05.2013 на 2.06.2013. Спасибо за понимание)))

Будь ласка, поширте цю публікацію. Дякуємо!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *