Мнемонические приемы

Оновлено 04.01.2023

Мнемоника, или искусство запоминания, получила свое название от имени греческой богини памяти – Мнемозины. Уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной мере развить и улучшить, используя специальные, мнемонические приемы. Эти знания распространялись среди членов интеллектуальной элиты того времени и использовались в ходе публичных выступлений и интеллектуальных состязаний. Демонстрируя феноменальную память, древние греки добивались высоких постов в политической, экономической и военной сфере, становились знаменитыми ораторами, повышали свой авторитет.

А знаете ли Вы, что…
– греческий стратег Фемистокл знал каждого из 20 тыс. граждан Афин по имени?
– персидский царь Ксеркс знал по-имени каждого воина своей 100-тысячной армии?

Основные принципы мнемоники, выраженные древними греками, следующие:

1). Ассоциации – умение обнаружить и зафиксировать связи между объектами. Ассоциативное мышление и обучение начинается со школы, но почему-то ей и заканчивается, зачастую в начальных классах. А между тем, это мощный инструмент запоминания. Например, номинальное напряжение электрической сети – 220 В – позволяет запомнить количество костей в организме человека – ок. 220.
Ассоциации можно искать везде. Один из примеров приводит рекордсмен “Книги Гиннеса” в области мнемоники – С.Гарибян: если Вы, к примеру, никогда не слышали стишок “Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки”, то запомнить его можно, “переведя” на “современный” язык: 2 автомобиля “Лада” были в гостях у Б.А.Березовского. Излишний юмор при создании ассоциаций не помешает – чем более смешным и нелепым будет объект запоминания, тем быстрее и прочнее он засядет в памяти.

2). Образ – объект запоминания должен сопровождаться набором чувств запоминающего лица. Подсознание реагирует на образы, а не на словесную формулировку. Да и мыслительный процесс (в т.ч. и запоминание) ребенка отличается от взрослого тем, что дитя воспроизводит в своей голове образы. Именно поэтому он может познать мир ускоренными темпами, что порою не под силу взрослому человеку.
При создании образа посредством воображения желательно его отображать в движении, обязательно в трехмерном пространстве. При этом, нужно проявлять активность в чувственно-эмоциональномвосприятии объекта, комбинируя работу всех органов чувств: кинестезию (пространственно-временную ориентацию), осязание, вкус, обоняние, слух, зрение. При этом, образ должен быть позитивным, ибо память блокирует негативные переживания. И для большего восприятия можно преувеличить характеристики (кинематические, звуковые, световые и пр.) запоминаемого объекта. Или замените скучный образ более громким и веселым символом. Ну а если образу придать определенную сексуальность – добьетесь поразительных результатов :)

3. Локализация – закрепление образов и ассоциаций, соответствующих запоминаемому объекту или фрагменту, определение “места” объекта в “книгохранилище” памяти. При этом, знания должны быть упорядочены. Для ускорения процесса запоминания, можно каждому слову дать цифровой код, а каждой цифре – соответствующее слово. “Азбуку” перевода цифр в буквы и наоборот можно придумать самому, а можно взять из специальной литературы. Например, Т.Бюьзен “Усовершенствуйте свою память”, Минск, 2003. В книге приводится таблица для такого “перевода” от двухзначных до четырехзначных цифр, а так же излагается методика для запоминания от 10 до 10000 наименований.

Попробуем провести одно мнемоническое упражнение. Упростив немного задачу, можно самому составить методику запоминания телефонных номеров, заменяя их словами и словосочетаниями. Для этого, можно заменить каждую букву цифрами:
0 – н (ноль)
1 – р (раз)
2 – д (твердая, два)
3 – т (три)
4 – ч (четыре)
5 – п (пять)
6 – ш (шесть)
7 – с (семь)
8 – в (восемь)
9 – д/ (мягкая, девять)
Теперь попробуем заменить номер 301-07-87 буквенным кодом. Получится тнр-нс-вс. Для того, чтобы запомнить номер, заменяем его предложением. Лучше всего разбивать номер на две, в крайнем случае – три цифры-буквы. Между согласными буквами нужно вставить гласные, но желательно так, чтобы они шли по-порядку расположения в алфавите: а => е/ё => и/й => о => у => ы => э => ю => я, т.е чтобы у в предыдущем слоге не сменялось а в последующем и т.п. Возвращаюясь к нашему буквенному коду, вставляя гласные, можно составить на первый взгляд нескладушку: тенор нёс весы. Несуразица, но запоминается легко, т.к. несет в себе долю юмора. Разбирая согласные буквы предложения, можно легко достать из памяти цифры телефона.

Данная методика не универсальна. Хотя бы потому, что не позволяет превратить слово в цифры. Однако с ее помощью без особых усилий запомнить телефонный номер. Если хотите бОльшего – читайте книгу и занимайтесь! Возможности человека не ограничиваются обыденностью, главное знать, как их тренировать и развивать. Как мышцы тренируются во время гимнастических упражнений, так и развивается память с помощью мнемонических упражнений! И никакой мистики, и никакого открытия Америки – знания стары как мир! Всего, чего дано Вам Богом – вполне хватит, главное – работать!

Так каковы Ваши способности запоминания?

Будь ласка, поширте цю публікацію. Дякуємо!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *