Фан-группы и направления увлечений железнодорожным транспортом. Разновидности, проблемы, текущие.

У железнодорожного транспорта также есть своя группа фанатов. Они делятся на разные направления деятельности, кто собирает информацию, кто модели делает, кто в игры играет соответствующей тематики, а кто просто на поездах катается. Сегодня я хочу поговорить о самых распространённых и широкомасштабных направлениях увлечения железнодорожным транспортом и железной дорогой в целом. В статье я расскажу о нескольких направлениях увлечений железнодорожным транспортом, об их достоинствах и недостатках и как развивались в Украине данные направления.

Фактически, в большинстве своём особой популярностью пользуются по сей день три направления: историко-энциклопедическое направление, фотография и компьютерные игры. Каждое направление в своей деятельности может и часто пересекается с деятельностью других направлений увлечения. Затрагивать детско-юношеские увлечения сильно не буду, т.к. они зачастую базируются на юношеской непосредственности и любопытстве. От профессионального уровня таковые направления бывают далеки, но нередко это увлечение играет не последнюю роль в выборе профессии и любви к своей работе в дальнейшем. Поэтому я ничего против не имею тех ребят, которые приходят в депо и просят им рассказать, как устроен поезд или железная дорога в целом. Некоторые просятся даже покататься в кабинах локомотивов. Хоть это и запрещено, но нередко бывалые машинисты и ремонтники закрывают глаза на это правило и пускают молодое поколение в кабину. Лично от себя скажу: главное, чтобы без вреда и опасности для жизни. Ведь железная дорога – это зона повышенной опасности и находясь на ней необходимо быть предельно бдительным. Хотя, ребята подобного увлечения крайне редко попадают в опасные ситуации. По крайней мере, на моей практике я не слышал даже о происшествиях с их участием. Те случаи, которые часто происходят с нарушителями на железной дороге, чаще всего не имеют отношения к увлечению железной дороге. Бывают только случаи с одним из направлений, которое я крайне не приветствую – зацепинг. Зацеперы – это движение лиц, увлекающиеся ездить на переходных площадках, автосцепках, а также в и на вагонах. Это увлечение крайне опасно как для них самих, так и для безопасности движения поездов, т.к. они, не понимая этого сами, могут повредить, вывести из строя, нарушить как угодно узлы подвижного состава и это может привести к трагедии. Нередко также бывает, когда представители данного увлечения погибают, упав с поезда или коснувшись к контактному проводу. Поэтому я лично осуждаю данное направление и категорически не рекомендую заниматься подобным.

Наверное, одно из самых интересных для многих любителей железной дорогой увлечений является моделизм. Данным увлечением занимаются не только молодые ребята и девушки, но и поколение постарше. Для меня данное увлечение несколько скрыто тайной, т.к. общаться с моделистами приходилось крайне мало. Представляет оно собой создание или скупку моделей поездов, максимально схожих своим аналогам на реальной железной дороге, но в уменьшенной миниатюре. Фактически это детская железная дорога, которую имели в детстве многие из нас, но в более детальном и профессиональном формате. Это очень дорогостоящее увлечение, т.к. одна модель может стоять не одну тысячу гривен, всего лишь за вагончик или локомотив. А сделать самому тоже является достаточно кропотливой работой, т.к. необходимо мастерство по вытачиванию и конструированию полноценной модели. Что приятно в этом увлечении, я не слышал ни разу, чтобы в этом направлении были какие-то склоки между коллегами. Они может и есть, но как-то это не сильно выходит на поверхность. Хотя, я утверждать ничего не буду. Повторюсь, для меня это направление покрыто тайной. Но всё же это очень интересное и увлекательное хобби. В Киеве проводились определённые выставки участников данного направления. В Харькове, в здании железнодорожного музея есть кафе «Локомотив», в котором по миниатюрной железной дороге привозят клиентам их заказы.

Самое большое распространение в увлечении железнодорожным транспортом за последние лет 20, скорее всего, наверное, будет фотография. В данном увлечении идёт небольшое разветвление целей увлечения. Кто-то снимает с целью после продать фотографии, кто-то запечатляет железную дорогу для истории, а кто-то просто так, за компанию. за компанию. Началом данного увлечения можно считать тот момент, когда был сфотографирован первый поезд на фото, но весь ХХ век этим особо никто не увлекался. И только с появлением интернета в широком доступе это увлечение начало набирать обороты. На постсоветском пространстве в 1995 году появился сайт «Паровоз ИС» созданный эмигрантом в США Дмитрием Зиновьевым. На данном сайте, немного погода была создана фотогалерея. Целью данной фотогалереи было собрание фото железных дорог бывшего СССР. Уже в нулевых годах с появлением цифровой фототехники, это увлечение начало набирать обороты. В это время и появились разногласия между участниками данного увлечения. Каждый клонил в свою сторону и отказывался соглашаться с другими, выдвигая своё видение увлечения как едино верным. Со временем появлялись и другие сайты с железнодорожными фотогалереями, но такой популярности они не получили, как «Паровоз ИС». Параллельно был сайт «Железнодорожная фотоэнциклопедия» (Треин-фото.ру, далее ТФ.ру), но у «Паровоз ИС» был создан алгоритм фотоконкурса, чем он и манил. В итоге, на фоне этого фотоконкурса начали появляться те, кому железная дорога несколько косвенна, а главная цель – красивое фото. В итоге, к середине нулевых это переросло в настоящее соревнование и разногласия между участниками. Подогревала всё это модерация фото, где какие-то фото пропускали, а какие-то нет. Не для всех было понятно, почему исторически ценное фото удалено, а очередное фото с Киева/Москвы/Петербурга на красивом фоне принято? В 2007 году Дмитрий Зиновьев прикрыл фотогалерею. После ряда просьб фотогалерею возобновили, а чуть позже и фотоконкурс. И через время всё пошло по новой. В 2009 году появляется сайт Trainpix (далее ТП), где уже предоставлена база локомотивного и моторвагонного парка. Сайт создан на базе уже давно зарегистрированного хостинга и движка сайта СТТС, который практиковался на городском электротранспорте. Весь народ с «Паровоза ИС» (далее ФГП) перешёл на ТП, а сам ФГП потихонечку начал умирать. Он существует и сейчас, но движение пользователей на сайте минимально. Там остались только верные сайту пользователи и те, кто публикуется везде, где только можно. На ТП начались те же скандалы, что и были на ФГП, а в 2012 году появляется сайт Треинфото.юа (далее ТФ), созданным по аналогии с ТП, но с нуля Даниилом Колодием со Львова. Среди пользователей сайт начал позиционироваться, как альтернатива ТП, т.к. адекватной публикации на ТП уже не было. Сначала его окрестили шлакоприёмником от ТП, а после часть народа начала перебегать на ТФ. В 2014 году из-за конфликта на Донбассе и аннексии Крыма Российской Федерацией на ТП произошёл скандал на политической почве, из-за чего часть пользователей с Украины перешли на ТФ, а ТП, мало того, что получил статус пророссийского, ещё и получил дополнительное прозвище – ЗОЭФ (закрытое общество элитных фотографов), придуманное одним из пользователей сайта по никнейму Stef. Фактически все склоки перешли резко на ТФ и там началось тоже самое, что и на предыдущих проектах. В начале 2020 года произошёл скандал среди редколлегии сайта, при моём непосредственном участии, из-за чего проект покинули я, автор проекта Даниил Колодий и, фактически, соавтор проекта Сергей Долманов aka Xvost. Причина – чрезмерное оказание давления на администрацию определёнными лицами в виде подогревания конфликтных ситуаций, среди как пользовательского состава, так и состава редколлегии. Да, я не буду отрицать, были небольшие ошибки и у меня. Но ситуация скорее произошла несколько напряжённой из-за провокации группы лиц, которые раздули конфликт. После чего, сайт превратился в очередное собрание фанатов померяться длиной своего полового органа.

Что можно сказать в общем: увлечение в принципе имеет место быть. Но с самого начала не был задан чёткий формат. Фанатов красиво пофотографировать нужно было сразу же отсеивать, т.к. этих лиц чаще всего железная дорога не интересовала вовсе. ТФ и ТП – сайты дубликаты и сейчас превращены непонятно во что. Между прочим, именно ТП сейчас можно как-то спозиционировать с сайтом фотоэнциклопедией железнодорожного транспорта. Но многие, в том числе я, там публиковаться не собираются, т.к. всё же там процветает идеология, не связанная с увлечением железной дорогой и крайне напряжённая обстановка, т.к. большая часть всё же настроена на просто красивое фото абы чего и рейтинги. ФГП и ТФ.ру еле теплятся, с них толку уже ноль. Единственная ценность, которую они собой представляют – это фотоматериалы. Да, примерно 60% там никому ненужный архив посредственных фото, фактически дублирующийся как на сайтах, так и друг друга, но есть и очень ценные экземпляры, достойные внимания даже сегодня.

Мой совет: если кто-то из вас, мои читатели, решил увлечься данным направлением, то фотографируйте сначала, просто сохраняя у себя. Не гоняйтесь за хайпом и не публикуйтесь в этих фотопомойках (а фотопомойки все эти фотогалереи, по сути). В будущем ваши фото будут очень ценными. Не все конечно, но будут.

Что касается самих фотогалерей – была бы моя воля, то я бы организовал новую фотогалерею. С уже чёткими критериями, как фотоэнциклопедии железнодорожного транспорта. Создал бы общий договор между сайтов, где будет указываться, что будут размещаться фотоматериалы с других ресурсов с сохранением авторского права фотографий. Таким образом, объединил бы весь ценный фотоматериал, который всё же однажды может уйти в небытие, чего очень не хотелось бы. ТФ закрыть за его полностью профильной ненадобностью. Сайт мало того, что исчерпал сам себя, так и попал в руки фалометристов (лица, которые любят соревноваться между собой по любому поводу, в данном случае – у кого круче фотография и больше звёздочек. Слово производное от становления авторитетности лиц по длине их мужских половых органов), а это уже указывает на полный застой идеи сайта. Хотя, в конце оказалось, что у сайта идеи и не было особо, было только позиционирование его, как альтернативы ТП. Поэтому сайт потерял полностью свою какую-либо уникальность. Далее, что необходимо ввести мораторий на любые фото, где подвижной состав и железная дорога представлен крайне мало в кадре (менее 50% снимка) и дубляж одного и того же места. Реально, не в обиду авторов с данного региона, но от Карпат уже тошнит. Такое чувство, что на Карпатах свет клином сошёлся. И, в обязательном порядке, никаких конкурсов, никаких рейтингов. Максимум количество просмотров. Есть масса сайтов, созданных на той же концепции, что и ТП, и ТФ – СТТС (совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт) – сайт об электротранспорте. Данный сайт имеет и рейтинги, и фотоконкурс, и был также вовлечён в огромную кучу скандалов на этом фоне. Но, в конце концов, сейчас имеет чёткий регламент отбора фото для сайта, на сайте более-менее искоренена фалометрия, приём фото осуществляется по принципу «лучше такое, чем никакого», который полностью поддерживаю я и не поддерживают ФГП и ТП. На ТФ мы поддерживали, а как сейчас я не знаю. Плюс есть очень важное правило – +-4 месяца. Т.е. фото единицы подвижного состава с определённого ракурса в течении 4 месяцев принято не будет, какая бы там фотография не была. И условное фото – фото низкого качества или имеющая какие-либо дефекты при съёмке, имеющая высокую информационную ценность.  Фотобас – сайт на тематику автобусов, там как раз нету фотогалереи и объект съёмки должен в кадре занимать большую часть места. А также тоже самое, что и на СТТС – +-4 месяца, условное фото, лучше такое, чем никакного. Домофото – то же самое, но о домах. Фактически дубляж Фотобаса. Фотолинии – уникальный проект, отличающийся в корне от остальных, но его нельзя не упомянуть как отличный пример. Сайт с базой раздельных пунктов железных дорог бывшего СССР, организованный в линии и участки железных дорог, располагающийся на соответствующей карте. Каждый раздельный пункт имеет свою страницу и свой набор фото. Но на сайте нет ни рейтингов, ни конкурса, ни широкого профиля. Да, рейтинг у сайта не такой, как у тех же ТП или ТФ, но лучше иметь такие рейтинги, как у Фотолиний, чем разделять платформу с фанатиками померяться членами.

Следующее движение – любители компьютерных игр. В нашем же случае – это фанаты игр жанра железнодорожный симулятор. Тут конечно всё гораздо покрасочнее, чем в предыдущем направлении. Но есть свои нюансы. Во-первых, стоит всё-таки учесть, что все эти симуляторы очень далеки от реальной железной дороги, и имеют общего с ней примерно на 15-20%. Во-вторых, в этом движении с этим мнением не особо согласны и пытаются достичь максимального уровня, хотя это невозможно. Основными играми этого жанра являются: Microsoft Train Simulator – самый первый ж/д симулятор для ПК, разработанный компанией Майкрософт в далёком 2001 году. Развития особого не получил. Был популярен в нулевых годах, но индустрия постепенно свела данный проект далеко назад и сейчас МСТС (как его именуют) уже мало кто вспоминает. Trainz Railroad Simulator – проект австралийской фирмы Auran. Первая версия данной игры вышла в 2002 году и представляла собой довольно примитивную платформу, где можно было покататься на уже предоставленных картах в уже созданные сессии. Можно было построить и свою карту, но это было не так-то просто, т.к. установить что-то своё туда было невозможно. Но эта игра модернизировалась, выпускались новые версии, последняя из которых вышла в 2018 году, именуемая Trainz Simulator 2019 и имеет довольно отличный интерфейс, благодаря которому можно создавать и что-то своё, начиная от мелких объектов в 3D и заканчивая полноценными довольно реалистичными картами. Я являюсь фанатом именно этой игры. Далее создавались Railwork, RTS, Kuju Rail Simulatir и масса малоизвестных игр данного жанра. Сейчас народ начал часто увлекаться RTS и Trainz получил немалый отток поклонников жанра на RTS. Ничего сказать не могу, игру не пробовал. Мне Trainz нравится, т.к. в нём можно создать свою инфраструктуру и играть в роли ДНЦ, а не в роли машиниста, что предлагают основная масса других игр данного жанра. Но, какие есть нюансы здесь? Как в принципе и везде, здесь есть те, кто смотрит с высока и те, кто штампуют абы что. Основная масса карт создаётся ради картинки, и рассчитана на проезд с точки А в точку Б. Фактически, стратегического развития на картах предусмотреть очень сложно, а на многих и невозможно. Последнее время пошла мода на реальные маршруты, чтоб продублировать в виртуальном мире максимально реальный. Идея имеет место быть, но такая карта несколько одноразовая. Но если на реальных картах хотя бы немного пытаются соблюсти инфраструктуру и путевое развитие станций, то в вымышленных – это тихий ужас фиолетовый кошмар. Не в обиду сказано авторам, которые положили годы своего времени на создание действительно хороших карт, типа той же Фантазии, Восточной Европы, Объединённой железной дороги, но откройте книжку «Проектирование железнодорожных станций и узлов» и, хотя бы азы прочтите. ТРА, путевое развитие и инфраструктура крайне кривые. Я ненавидел с самого начала встроенные карты, т.к. они не продуманы вовсе, но ребят, ваши такие же. Хотя, в остальном всё норм. Я понимаю, что даже в Trainz всё ориентировано для поездки машинистом, но как бы не подкручивали и что бы не делали, но от реальности управление поездом всё равно и рядом не стояло. Да и, весь шарм езды за управлением в множественных элементах неожиданности и самой атмосфере. У меня за плечами тысячи километров в кабине и машинистом меня не взяли только по состоянию здоровья, а я действующий сотрудник локомотивного депо. Второе на что я бы хотел обратить внимание – детализация ПС. Ну, приходилось конечно видеть и немало тех, кто скачивает вот такую реалистичную карту, типа Печорской магистрали или Абхазии и, скорее всего, наяривает своего дружка разглядывая детализацию карты. У меня по вот этим факторам детализации почему-то такое мнение складывается о некоторых фанатах. Но то такое… Есть ещё один минус среди фанатов данного направления – задротство с детализацией. Да, я не спорю, что когда выполнено косо криво, то это отвратительно. Но когда выполнено вполне себе норм, но где-то не детально, а в чём проблема, если это не броско? Выезжающие штоки на тормозных резервуарах, каждый болтик на подвагонке, на тележках, в машинном отделении – ну как-то не оценимо. Как один раз был у меня диалог с обним из разработчиков, который создал рельсы (они так и не приобрели широкого использования). Рельсы он создал такие, что из-за них компьютер «ложился» на первом тайле (блок с которого создаётся карта). На аргумент, что они тормозят комп он мне ответил: ну и что, зато реалистичные. Хотелось бы сейчас ему сказуть: ну и где сейчас твои рельсы? Ещё был инцидент, который основная масса прошла стороной, но меня очень задел. Было это несколько лет назад на форуме сайта разработчиков дополнений к игре TrainzUP, который официально представляет симулятор Trainz на рускоязычном сегменте. Группой разработчиков были сконструированы и предложены для продажи ряд цистерн для перевозки химии. Ребята предложили скинуться кто сколько сможет на разработку. Текстуры они рисовали самостоятельно из-за нехватки фотоматериала. На них налетела волна хейта, что мол текстуры нереальные, что выглядят чересчур «пластилиново». Я не буду спорить, может какие были разногласия на этот счёт в личных сообщениях или ещё где, но то, что находится на сайте меня повергло в шок. Ребята разработчики за текстуры объяснили ситуацию, и она имеет место быть. Текстура – заменимая деталь и будет другой материал – будут другие цистерны. Ребята сделали отличные модели, не корявые и вполне нужные. Зачем так? Ту тему закрыли, чем закончилось неизвестно. Но лично у меня, после прочтённого остался очень неприятный осадок. Не в обиду сказано, но если к чему-то придираться, то сначала нужно что-то своё сопоставить в противовес. Или сделайте лучше. Да и, фотошоп текстур был вполне нормальный, достаточно правдоподобный. Ребята старались, тратили личное время и, возможно, средства. В итоге, я не слышал, что данный проект получил распространение, пусть даже учитывая, что он имел платную основу. Да, я не перфекционист и многое «идеальное» для меня непостижимо, да оно и ни к чему. Но гонять лысого на какой-то вагончик или локомотивчик… Фу, блин! Но другого мнения на вот такие придирки у меня не появляется. В целом, игра отличная, но реалистичности в ней, разве что кое-где картинка. Всё. Стоит она конечно тоже не дёшево. Сейчас за Trainz Simulator 2019 SP2 стоимость сейчас порядка 40$. Как бы не для простого среднестатистического человека цена, хотя люди и не такие деньги копят за это. Хочу ещё упомянуть один момент, за который мне реально стыдно до сих пор – это когда я в 2011 году уходя с одного сайта, из-за предложения группы лиц удалил свои материалы. И фактически ушёл с сайта, до сих пор не понимаю, зачем? Были короче конфликты из-за одной девушки, появившейся на этом сайте, которая подпрессовывала ряд пользователей. Меня сагитировали уйти вместе с толпой разработчиков, и я ушёл. Хотя, меня там никто не трогал. В итоге, главный агитатор начал менять сайты, как перчатки, оказывать давление на всех похлеще и в итоге его проект сдох уже много лет тому, за него не слышно ничего, как и за всё, что было на его сайтах-однодневках, а сайт (по-моему, Trainz.at.ua) ещё пробыл в полумёртвом состоянии какой-то период и всё, как и подавляющая масса сайтов данного направления. Хотя, у него были перспективы. Пусть даже там крутились не суперпрофессионалы, но всё же те, кто старался сделать что-то полезное для игры. Тут да, прости создатель, я был не прав. И я это осознал довольно быстро, но уже было поздно.

В целом, данные игры – хорошая вещь для приятного времяпровождения. Рекомендую. В сети можно найти массу симуляторов на разный лад. Кто что хочет. Форумы работают, хоть это и стандарт ещё нулевых. Есть группы в соцсетях, но там немного не то, много неудобного. Сама же идея этих симуляторов живёт и пока будет жить. Намёки на пережитки не замечал, а все негативные факторы я рассказал.

И последнее направление, за которое я хотел бы рассказать – историки. Название говорит само за себя. Есть группы энтузиастов, собирающие исторические сведения о железной дороге, экспонаты и материалы. Сотрудничают с музеями, создают общественные организации. Их цель – максимально сохранить историю железных дорог, создать туристическое направление деятельности для всех желающих на железной дороге. И всё это тоже требует массы усилий и средств. Это уже не развлечения, а действительно серьёзное дело. Самая известная организация в этом направлении – «Ассоциация сохранения истории железных дорог Украины» (АЗІЗУ), созданная в конце нулевых Владимиром Бердниковым. Организация занимается сбором, выкупом и реставрацией раритетного подвижного состава, и туристическими поездками на паровозе. Идея очень хорошая. В 2015 году я тесно сотрудничал с организацией и с Владимиром лично. Но у организации есть свой очень жирный минус – всё делается крайне вялотекуще. Нет никакого плана действий, никаких конкретных проектов. Всё как-то на аматорских началах. Да, ассоциация добилась немалого, на счету несколько единиц паровозов, один из которых полностью на ходу и ещё один почти отреставрирован, несколько раритетных тепловозов и более десятка различных вагонов, которые имеют очень важную историческую ценность. Но была бы организованность, план действий, правильный подход – всё было бы сделано гораздо быстрее и в большем объёме. Сейчас у них идёт борьба за цех оборотного депо Цветково, которое УЗ желает полностью расформировать, а организация, часть которой сейчас базируется именно в этом оборотном депо и мечтает создать всеукраинский центр по реставрации ретротехники. Идея очень хорошая, но банально не хватает бизнес-плана и финансирования. В 2016 году в самой структуре Укрзализныци был создан отдел исторического наследия железных дорог Украины, а вот в 2021 году была создана общественная организация «Фонд восстановления железнодорожного наследия Украины» под руководством Н.Ю. Рубана. За организацию вообще рано что-то говорить, слишком она молодая. Но какие отношения у меня ни были с Владимиром Бердниковым, который меня в 2015 году не раз выручал, но предпочтение у меня всё же молодой организации, т.к. АЗІЗУ слишком медлительна и не имеет перспектив развития. Что ж, пожелаю ФВЗСУ развития и успехов, а АЗІЗУ всё же собраться и порешать все свои организационные вопросы, которые нельзя игнорировать, а необходимо решать.

Если есть кому что добавить или высказать своё несогласие – добро пожаловать в комментарии. Хейтеров попрошу идти лесом. Конструктивную критику принимаю.

Будь ласка, поширте цю публікацію. Дякуємо!

Коментарі 3

  • Уж очень Вы невзлюбили АЗІЗУ 🙂

    • Нет. Если устранить сказанные мной недостатки, то организация вполне имеет место быть и процветать. Мне бы хотелось, чтобы Володя Бердников взял это на вооружение решил данные проблемы.

  • Ж/Д моделизм, – очень интересное направление, но автор прав, и очень дорогостоящее. Если просто коллекционировать подвижный состав (могут быть разные направления: по ж/д эпохам, паровая тяга, электротяга и т.д., составы по функциональному назначению и т.д.) – нужны свободные стены и надо изготавливать витрины. Если конструировать макеты, – нужно много свободного места и знания. Жаль, – нельзя сюда прикрепить фото и видео…

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *