Щоб мати можливість створювати нові теми та відповідати в існуючих, треба зареєструватися!
Кнопка «Реєстрація» розташована у верхній частині сайту.

Поезд Мариуполь - Харьков - Ленинград: символ ушедшей эпохи

Автор pabel, 26 Червень 2024, 17:22:08

0 Користувачі і 1 Гість дивляться цю тему.

pabel

Среди краеведов Донецка десятилетиями упорно гуляет такая байка: 1888 году по станции Рудничная (Рутченково) с пассажирского поезда Харьков – Мариуполь сошёл некто Дмитрий Иванович Менделеев, который был направлен сюда для правительственной ревизии местечка Юзовка, в первую очередь – непосредственно завода Джона Хьюза, а также окрестных промышленных предприятий и рудничных посёлков.

В этой байке всё реально: Менделеев с его периодической системой и «коварным раствором», правительственная ревизия с положительным (в целом) отзывом о возникшем промышленном комплексе, промышленный посёлок Юзовка з металлургическим заводом и «страшным» базаром на Ларинке, а также станция Рудничная, города Харьков и Мариуполь. Короче, реально всё, – кроме пассажирского поезда сообщением Харьков – Мариуполь. В 80-х годах XIXвека такого поезда попросту не существовало. Возможно, Дмитрий Иванович взял в кассе станции Харьков билет прямого сообщения (то есть, в пределах двух и более смежных железных дорог), но не более того. То есть, пересадка на пути из Харькова в Мариуполь по Константиновке была неизбежной, но что там видел Дмитрий Иванович – для нас остаётся загадкой.

Пассажирское движение на Мариуполь и из Мариуполя началось в 1883 году, однако ходили туда поезда другого направления, – в сообщении Зверево – Мариуполь. В беспересадочном пассажирском сообщении Харьков – Мариуполь назрела необходимость лишь в конце XIX – начале ХХ века. Харьков был не просто центром соседней губернии: там находился Совет Съезда горнопромышленников юга России, там же находился подрайонный комитет по перевозке грузов. И конечно же, это был город, входящий в десятку крупнейших городов страны, а также крупный железнодорожный узел.

В 1900 году летом в состав пары пассажирских поездов 7/8 Дебальцево – Мариуполь впервые была включена группа вагонов с местами I, II и III класса беспересадочного сообщения Харьков – Мариуполь, которая следовала с указанным выше составом на участке от Ясиноватой до Мариуполя. На участке от Харькова до Константиновки вагоны этого сообщения следовали в составе почтовых поездов № 3/4, а от Константиновки до Ясиноватой следовали с отдельным поездом. Однако, в зиму 1900-1901 годов курсирование данных вагонов было отменено.
Во второй раз беспересадочное сообщение Харьков – Мариуполь появляется летом 1906 года, и это были уже беспересадочные вагоны с местами I, II и III класса Москва – Мариуполь. На участке от Харькова до Константиновки они включались в состав пассажирских поездов № 7/8, от Константиновки до Ясиноватой – в состав товаро-пассажирских поездов № 7/8, а от Ясиноватой до Мариуполя – в состав скорых поездов № 1/2. Зимой 1906-1907 годов, летом 1907 года их уже не было. Однако летом 1908 года этот эксперимент снова повторили: были назначены беспересадочные вагоны Харьков – Мариуполь, из Харькова вагоны уходили в составе пассажирских поездов № 7/8, из Мариуполя – в составе скорых поездов № 1/2. Зимой 1908-1909 годов их снова нет в расписании...

Постоянное беспересадочное сообщение Мариуполь – Харьков появилось зимой 1910-1911 годов. По состоянию на 1911-1914 годы, назначались курсирование вагонов беспересадочного сообщения Мариуполь – Харьков, которые включались в состав пассажирских поездов № 13/14 Харьков – Ростов и следовали с ними на участке от Харькова до Константиновки. Летом 1914 года курсирование данных вагонов было отменено, что породило шквал негодования среди общественности и промышленной буржуазии. Поэтому в зиму 1914-1915 годов курсирование вагонов I и II класса на данном направлении возобновилось, и не прерывалось до конца 1917 года. Не смотря на постоянные ходатайства и жалобы, вагоны III класса на Мариупольском направлении следовали лишь до Константиновки. На участке Константиновка – Мариуполь вагоны эти следовали: зимой 1911-1912 годов, летом 1916 года, зимой 1916-1917 годов и летом 1917 года – с пассажирскими поездами № 9/10, летом 1913 года – со скорым поездом № 1/2 и т.д. Это были два четырёхосных вагона, – один – I класса, один – II класса. В зиму 1916-1917 годов, например, поезд из Мариуполя до Константиновки с Харьковской прицепкой в 4:50 дня, в Харьков вагоны прибывали в 8:55 утра, в пути – 16 часов.

В 1911 году открылось регулярное пассажирское сообщение на Северо-Донецкой железной дороге в направлении Родаково – Яма (Северск) – Лиман – Изюм – Харьков – Готня – Льгов с ветвью Лиман – Славянск. Вторая протяжённая ветка этой железной дороги, – Яма – Никитовка, – открылась в 1913 году. Данная магистраль предполагалась для ускорения грузового сообщения между Донбассом, с одной стороны, а также Санкт-Петербургом и Балтийским побережьем – с другой. Однако пассажирские вагоны составов Северо-Донецкой железной дороги редко выходили за пределы последней (в качестве исключений можно назвать вагоны беспересадочного сообщения до Брянска, Минеральных Вод, Ростова и Луганска, которые назначались в разные периоды). Все ходатайства промышленников в 1913-1916 годах о назначении беспересадочных сообщений Харьков – Мариуполь через Лиман, Никитовку в виде прицепных вагонов к поездам частной Северо-Донецкой железной дороги удовлетворены не были, но причина крылась не в принадлежности данной железной дороги, а в её технических возможностях: поезда пассажирского сообщения здесь уже курсировали с предельным составом.
В 1918 году при правлении гетмана П.Скоропадского беспересадочных сообщений Харьков – Мариуполь уже не существовало, хотя пассажирское сообщение с пересадками (по Ясиноватой и Ханжёнково, например) между двумя городами ещё оставалось возможным. Также можно было добраться «из пункта А в пункт Б» во второй половине 1919 года, когда Донбасс, Приазовье и Харьков находились в руках «Вооружённых сил юга России», – однако объёмы пассажирского движения тогда были куда меньшими, нежели при гетмане.

Пассажирские поезда в сообщении Мариуполь – Харьков через Горловку, Славянск, Изюм были назначены после революционных событий 1917-1921 годов. Например, в зиму 1921-1922 годов это были почтовые поезда № 3/4. Поезд из Мариуполя прибывал в Харьков по вторникам и пятницам в 5:00 утра, отправлялся –в те же дни 18:35. Поскольку советская власть дважды (в 1918 и 1920 годах) национализировала все железные дороги, появилась возможность назначения рациональных маршрутов следования поездов пассажирского сообщения, перенаправляя их в том числе на бывшую Северо-Донецкую железную дорогу. Последняя была объединена с отдельными участками Южных и Екатерининской железных дорог в единое предприятие – Донецкие железные дороги. Именно поэтому поезд № 3/4 до 1922 года по Харькову прибывал на Донецкий вокзал (современная станция Харьков-Левада) и отправлялся с него же. Плюс, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Харьков стал первой столицей Советской Украины.

В зиму 1922-1923 годов также было назначено курсирование почтового поезда № 3/4 Мариуполь – Харьков с жёсткими вагонами, отправление из Мариуполя в 14:00 по средам и воскресеньям, из Харькова с Южного вокзала – в 09:20 по пятницам и вторникам, в пути – 20,5 часов. Поезд следовал через Никитовку, Славянск (стоянка 1 час), Изюм. В 1924 году поезд был переведен в категорию пассажирско-товарных № 21/22, отправление из Мариуполя – по вторникам, средам, пятницам, воскресеньям в 13:20, из Харькова – в 23:40 по понедельникам, средам, пятницам, воскресеньям, в пути –18,5 часов. Основной состав – 7 жёстких вагонов (из них 1 – с нумерованными местами), к нему прицеплялись жёсткие вагоны беспересадочного сообщения, в том числе – Мариуполь – Бахмут и Мариуполь – Москва. До предельной массы состав поезда пополнялся вагонами с грузом, в первую очередь – со скоропортящимся. То есть, лучше всего пассажиру было загружаться в вагон с колбасой. Простите, шутка неуместная...

Кстати, «о колбасе»... С курсированием поезда № 21/22 Мариуполь – Харьков связано одно громкое преступление на железнодорожном транспорте, которое имело место 7 апреля 1924 года. Организованная преступная группировка (так называемая «банда Богославюка») в составе около 20 человек подсела на этот поезд по станции Рутченково, откуда направилась в направлении Горловки, не давая о себе знать до станции Путепровод. По проследовании последней станции (а было это уже поздно вечером), преступники начали ходить по вагонам под видом правоохранителей, – якобы для проверки документов и выявления преступников. Под этой личиной у пассажиров начали изымать «излишки» финансовых средств и оружия (время было неспокойное, и оружия на руках у населения скопилось предостаточно). В одном из вагонов среди пассажиров находились трое сотрудников ГПУ (двое агентов и один боец соответствующих внутренних войск), которые за отказ сдать оружие были убиты (в одной из газет говорилось, что один из правоохранителей был тяжело ранен, – скорее всего, он впоследствии скончался от ран). Почему правоохранители не открыли огонь первыми, и не «нейтрализовали» хотя бы одного из бандитов – история умалчивает. Когда поезд подходил к семафору станции Пантелеймоновка, двое из «ковбоев» перебежали по крышам вагонов к локомотиву, и угрожая машинисту оружием приказали остановить поезд. После остановки состава бандиты начали выгружать награбленное в бричку, предварительно поданную к семафору одним из сообщников. Часть банды нацелилась на почтовый и багажный вагоны, но те оказались запертыми, и здесь удача гангстеров закончилась. Получив отпор при попытке штурма почтового и багажного вагона, бандиты прострелили почтовый вагон в нескольких местах, сели на бричку и коней, и уехали на хутор, где проживал один из сообщников. В сентябре того же года банду удалось обезвредить, десятерым участникам шайки суд вынес расстрельный приговор, остальным – тюремные сроки от 3 до 10 лет.

В 1925 году поезд Мариуполь – Харьков и его Московская прицепка были назначены в ежедневном обращении. В 1926 году на направлении Мариуполь – Харьков курсировали уже два поезда: пассажирские поезда № 11/12 следовали через Никитовку, Славкурорт до Харьковского вокзала Южных железных дорог (в основном составе – почтовый, багажный, 6 жёстких и 1 мягкий вагоны, плюс жёсткие беспересадочные вагоны Мариуполь – Москва и Енакиево – Харьков), а пассажирские поезда № 13/14 – через Фенольную, Славкурорт – до Донецкого вокзала (современная станция Харьков-Левада, в основном составе – багажный, 8 жёстких вагонов, плюс жёсткий беспересадочный вагон Енакиево – Харьков). К тому времени к пассажирским поездам Харьковского назначения прицеплялись товарные вагоны, которые отправлялись со специальной скоростью (по-видимому, аналог современного понятия пассажирской скорости перевозки грузов) до Ленинграда с переприцепкой по Харькову, Льгову, Брянску.

По состоянию на зиму 1928-1929 годов, на направлении Мариуполь – Фенольная – Славянск – Харьков продолжали курсировать два поезда. В состав пассажирских поездов № 13/14 Мариуполь – Славянск включался жёсткий вагон беспересадочного сообщения Мариуполь – Брянск через Готню, Льгов. В состав почтового поезда № 3/4 Мариуполь – Харьков включались мягкие и жёсткие вагоны со спальными местами беспересадочного сообщения Мариуполь – Льгов через Готню, а также жёсткие вагоны со спальными местами беспересадочного сообщения Мариуполь – Москва.

В 1929 году почтовый поезд под № 53/54 курсировал в сообщении Мариуполь – Полоцк, в его состав включались вагоны беспересадочного сообщения на Москву и Ленинград (Санкт-Петербург). Основной состав данного поезда в 1930 году (уже под № 83/84) состоял из 4 жёстких неплацкартных вагонов (2 для курящих, 2 для некурящих), 1 мягкого вагона со спальными местами (50 % для курящих, 50 % для некурящих) и 3 жёстких вагонов со спальными местами (1 или 2 для курящих, а также 1 или 2 для некурящих). Вагон на Ленинград был жёстким четырёхосным со спальными местами для курящих (1/3 всех купе вагона) и некурящих (2/3 всех купе вагона).Неплацкартные жёсткие вагоны в пункте оборота состава включали в состав пассажирско-товарного поезда Полоцк – Бигосово (пограничный переход на территорию независимой в то время Латвии).

В зиму 1932-1933 годов были назначены почтовый поезд № 83/84 Мариуполь – Полоцк (через Артёмовск) с вагоном беспересадочного сообщения до Ленинграда и пассажирский поезд № 45/46 Мариуполь – Москва. В 1936 году расписание поездов на направлении Мариуполь – Харьков поменялось коренным образом: здесь курсировали пассажирский поезд № 67/68 Мариуполь – Харьков через Фенольную, Лозовую с мягкими и жёсткими вагонами, а также пассажирский поезд № 57/58 Мариуполь – Орша через Фенольную, Лозовую, Харьков, Готню, Льгов, Брянск с жёсткими вагонами и спальными местами (поезд ходил с 1929 года, только в сообщении Сталино – Орша). Почтовый поезд № 83/84 был назначен в сообщении Сталино – Ленинград. В 1937 году вместо поезда № 67/68 назначили почтовый поезд № 83/84 сообщением Мариуполь – Ленинград через Славкурорт, Готню, Льгов, Брянск, Смоленск, Полоцк, а поезд Оршанского назначения назначили от станции Харьков-Пассажирский. В 1940 году из беспересадочных сообщений Харьковского направления остался только последний поезд (состав на Оршу ходил от Харькова), который проходил до назначения особого графика «литер А» в июне 1941 года.

В годы немецкой оккупации восточной Украины (1941-1943) пассажирские сообщения на её железных дорогах назначались, но поезд был доступен (речь не о стоимости проезда) далеко не всем. Плюс, регулярность сообщения зависела от ситуации на фронте, технических возможностей железной дороги и потребности в перевозках. От Мариуполя до Харькова можно было доехать с двумя пересадками, – по Ясиноватой и Славянску.

Такой же схема движения оставалась и после взятия Мариуполя и Харькова советскими войсками – вплоть до 1949 года. В 1949 году впервые после Второй Мировой войны было назначено курсирование пассажирских поездов № 55/56 Мариуполь – Харьков, в 1951 году – пассажирского поезда № 83/84 Мариуполь – Ленинград, через Харьков, Сумы, Унечу (минимум до 1954 года – по летнему графику, зимой маршрут следования поезда сокращался до Харькова). В середине 50-х годов на последнем направлении было восстановлено курсирование пассажирского поезда № 59/60 Харьков – Орша, и поезд № 83/84 Мариуполь – Ленинград вернули на старый ход – через Льгов, Брянск, Смоленск, но без захода в Полоцк. Таким образом, именно с 50-х годов ХХ века начинается эпоха запомнившегося всем «народного» пассажирского поезда в сообщении Мариуполь – Ленинград.

По состоянию на 1956 год, в вокзальном расписании Мариуполя фигурировали поезда № 83/84 Ленинград – Мариуполь через Артёмовск-II, Изюм, Харьков, Готню, Льгов, Брянск, Смоленск, без захода в Полоцк. По состоянию на 1959 год, из Мариуполя на Харьковском направлении оставались указанные выше пассажирские поезда. Основной состав поезда № 83/84 Мариуполь – Ленинград включал в себя 1 мягкий, 4 плацкартных, 5 общих вагонов. Один из общих вагонов основного состава поезда имел переменный трафарет по Харькову, один – по Брянску, один – по Смоленску. Кроме того, в вагонах выделялось определённое количество мест для пассажиров Сартаны, Волновахи, Сталино, Красноармейского. Для ежедневного сообщения использовались 5 составов Донецкой железной дороги. Поезд из Мариуполя отправлялся в 23:09, из Ясиноватой – в 03:58, из Никитовки – в 05:03, прибывал в Смоленск в 09:07; в пути – сутки и 10 часов. От Мариуполя до Харькова поезд шёл под паровозами СУ, ИС.

В 60-х годах сохранялось ежедневное курсирование пассажирского поезда Мариуполь – Ленинград. Летом 1968 года был назначен дополнительный поезд данного сообщения – через Люботин, Сумы, Унечу, Оршу. В 1959 году было назначено курсирование постоянных пассажирских поездов № 83/84 Жданов (Мариуполь) – Ленинград, а также дополнительных поездов № 149/150 Жданов – Ленинград через Сумы (по указанию) и № 209/210 Жданов – Брянск через Фенольную, Изюм, Харьков, Готню, Льгов, без захода в Славянск (по ноябрь). В 1971 году в служебном расписании числились следующие поезда пассажирского сообщения: ежедневный пассажирский № 83/84 Жданов – Ленинград через Артёмовск, Харьков, Льгов, Брянск; летний пассажирский № 149/150 Жданов – Ленинград (через день) через Никитовку, Славянск, Лозовую, Харьков, Москву; летний пассажирский № 171/172 Жданов – Ленинград через Артёмовск, Харьков, Сумы, Унечу (трижды в неделю); летний пассажирский № 209/210 Жданов – Брянск (ежедневно) через Артёмовск, Харьков, Льгов.

В середине 70-х годов назначаются новые поезда пассажирского сообщения на Харьковском направлении, в то числе – от станции Жданов. По состоянию на 1979 год, в расписании фигурировали: скорый поезд № 77/78 Жданов – Москва через Никитовку, Славянск, Харьков; пассажирский поезд № 183/184 Жданов – Ленинград через Артёмовск, Харьков, Льгов, Смоленск; пассажирский поезд № 199/200 Жданов – Минск (продлённый с 1979 года поезд сообщением Донецк – Минск) через Дебальцево, Купянск, Харьков, Сумы, Гомель; пассажирский поезд № 273/274 Жданов – Брянск через Фенольную, Изюм, Харьков, Льгов, без захода в Славянск; пассажирский дополнительный поезд № 547/548 Жданов – Ленинград через Никитовку, Славянск, Лозовую, Харьков, Москву. В 1985 году к ним добавили летний пассажирский поезд № 549/550 Жданов – Москва через Никитовку, Славянск, Харьков. Таким было расписание до 1993 года. Поезд Мариуполь – Ленинград был популярным среди населения страны, однако иногда бил все антирекорды по санитарному состоянию вагонов. В памяти именно об этом поезде осталась поговорка: «Бывают поезда хорошие, бывают – плохие, а бывают – Мариупольские». В конце 80-х – начале 90-х годов билеты на данный поезд были из разряда дефицита, не всегда спасало и наличие общего вагона...

В 1993 году пассажирскому поезду Мариуполь – Ленинград изменили номер (147/148), категорию (скорый) и маршрут следования: через Никитовку, Славянск, Лозовую, Харьков, Поварово, без захода в Москву (через день). Кроме того, в расписании числились следующие поезда: скорый поезд № 77/78 Мариуполь – Москва через Никитовку, Славянск, Лозовую, Харьков (ежедневно); пассажирский поезд № 183/184 Мариуполь – Минск, на маршруте от Мариуполя до Смоленска – аналогично отменённому пассажирскому № 183/184 (по указанию); пассажирский поезд № 283/284 Мариуполь – Брянск через Фенольную, Изюм, Харьков, Льгов (летом, ежедневно); пассажирский поезд № 373/374 Мариуполь – Харьков через Артёмовск, Изюм (ежедневно, круглогодично).Бытует мнение, что последний поезд назначили именно вследствие отмены (точнее, изменения маршрута следования) пассажирского поезда № 183/184 Мариуполь – Санкт-Петербург. Это был удобный ночной поезд, с удобным для пассажиров временем прибытия в Харьков и Донецк, да ещё – с дешёвым проездом в плацкартном вагоне. Данный поезд за годы своего курсирования обрёл бешенную популярность среди жителей (в первую очередь – студентов) Донбасса и Слобожанщины, и даже после изъятия из состава поезда общих вагонов, купить билет в него в день отправления было практически невозможно. Ни в плацкартный, ни в купейный вагон...

С 1995 года скорый поезд № 147/148 Мариуполь – Санкт-Петербург курсировал через Москву. А в 1996 году поезду № 373/374 Харьков – Мариуполь присвоили номер 621/622. В том же 1996-м отменили пассажирский поезд № 283/284 Мариуполь – Брянск, однако в 1998 году его восстановили, но с другой периодичностью курсирования (раз в 4 дня) и с другим маршрутом следования: через Никитовку, Славянск, Лозовую, Харьков, Сумы. В 1998 году назначили и скорый поезд № 169/170 Мариуполь – Минск через Дебальцево, Купянск, Харьков, Сумы, Гомель (через день) с вагонами беспересадочного сообщения до Орши. С 2000 года группа беспересадочных вагонов ходила до Витебска.

В 2007 году отменили пассажирский поезд 283/284 Мариуполь – Брянск. В 2011 году пассажирскому поезду Мариуполь – Харьков присвоили номер 321/322. Маршрут следования поезда Санкт-Петербург – Мариуполь сократили до станции Донецк. Кстати, в 2013 году имел место случай ограбления данного поезда, не обошлось без жертв (одна женщина была убита). Преступники проникли в поезд через межвагонные уплотнения («суфле») во время стоянки состава на входном светофоре станции Святогорск (для условий железных дорог Донбасса такие «технические» остановки поезда – не редкость).

На время проведения матчей в рамках Чемпионата Европы по футболу «Евро-2012» для перевозки болельщиков назначили скоростной электропоезд № 176/170 «Интерсити» Мариуполь – Днепропетровск (Днепр) – Харьков (подвижной состав – двухэтажный МВПС «Шкода»), однако после проведения матчей данный рейс было отменён.
В апреле-июле 2014 года поезда направления Мариуполь – Славянск – Харьков курсировали через Красноармейск. С лета 2014 года пассажирские поезда на Москву, Минск были отменены, позже был назначен пассажирский поезд сообщением Мариуполь – Харьков, маршрут следования которого проходил через Пологи, Запорожье. Но это уже совсем другая история...

Так откуда же взялся поезд Харьков – Мариуполь в истории с Менделеевым? А всё очень просто: а) учёный ехал из Харькова и б) краеведы Донецка на протяжении двух десятилетий видели хороший ночной, недорогой, популярный, – поистине народный поезд в сообщении именно Харьков – Мариуполь. Так реалии 90-х годов ХХ века – начала ХХI века были перенесены на 80-е годы XIX века, когда пассажирское железнодорожное сообщение в Мариупольском направлении только-только начиналось.


 
P.S. Использованные источники: 1. Указатели пассажирских сообщений за 1900-1986 годы (различные периоды); 2. Служебные расписания движения поездов по Екатерининской железной дороге за 1916-17, 1924, 1930 годы; 3. Служебные расписания движения поездов по Донецким железным дорогам за 1924 и 1926 годы; 4. Служебное расписание движения поездов по Западной железной дороге за 1930 год; 5. Расписание движения поездов по железным дорогам Восточной Украины на август 1942 («оккупационное»); 6. Краткие (общесетевые) расписания движения пассажирских поездов за 1937-38, 1939, 1945, 1949, 1964, 1979-1989 годы; 7. Служебные расписания движения поездов по Южной железной дороге за 1971, 1988 годы; 8. Служебные расписания движения поездов по Донецкой железной дороге за 1985-2015 годы (различные периоды); 9. Подшивка газеты «Утро» по 1907-1918 годы; 10. Подшивка газеты «Екатеринославский вестник» за 1918 год; 11. Подшивка газеты «Южный гудок» за 1922 год; 12. Подшивка газет «Голос труда», «Диктатура труда», «Коммунист» за 1924 год; 13. Подшивка газет «Всесоюзная кочегарка», «Вечернее радио» за 1925 год; 14. Подшивка газеты «Железнодорожник Донбасса» за 1954-1984 годы (различные периоды).

Перепечатка материала без ссылки на "Пост Ворсклу" и автора заметки не приветствуется, но считается недружественным по отношению к сайту жестом!
Збираю ретро-розклади рейсового і нерейсового транспорту сходу України



      Kramatorsk.INFO : Всі новини Краматорська і регіона

Copyright © 2006-2024, Сергій Долманов aka Xvost та автори матеріалів.
При використанні матеріалів посилання (гіперпосилання) на «Пост Ворсклу» обов'язкове.