Поездка в Мариуполь

Оновлено 22.11.2023

Идея съездить в Приазовье зародилась давно. Однако реализации мешали несколько факторов. Первый – это обособленность региона после российского вторжения в Украину. Второй – использовавшийся до недавнего времени на пригородных линиях Приазовья подвижной состав. Это были три ЦМВ под ВЛ8. Известно, что я профессиональный поездной торговец, поездки для меня – совмещение заработка и увлечения. Вот только ЦМВ, а проще – старые плацкартники для моей деятельности подходят слабо. Работаю я с “зачиткой”, а в плацкартнике с его множеством стенок-переборок рекламировать свой товар сложно. Другое дело было раньше, когда на пригород во многих регионах Украины выдавали такие же ЦМВ, но со срезанными перегородками. Фактически, общий вагон получался.

С лета этого года ЦМВ заменили электропоездами РПЧ-3 Лиман. В Приазовье отправились на работу ЭД2Т-0048 после деповского ремонта и ЭД2Т-0052 после КЭВРЗ. После этого поездка стала более осуществимой и привлекательной. Ведь помимо предполагаемой возможности неплохо заработать, открывалась перспектива сделать эксклюзивные кадры Лиманских электропоездов в Мариупольском регионе. Интерес представляло и то, что участок Волноваха – Мариуполь ныне фактически является участком с островной электрификацией. А с недавнего времени на участке работают прикомандированные Мелитопольские ЧС2: 437, 467 и 867.

Перед самой поездкой Россия атаковала в Азовском море наши военные катера. Акт агрессии повлёк за собой введение военного положения в приграничных областях Украины. На случай наземного вторжения скрепных соседей. Я целиком и полностью поддерживаю введение ВП, но честно – ехать было стремновато. Во-первых Приазовье граничит с Московией. Во-вторых – со взбесившимися частями Украины, контролируемыми той же Московией. Посему воображение рисовало мне тотальный и жесткий контроль в Приазовье. Отсюда напрашивался вывод о возможных проблемах с фотосъёмкой. Настроение “подогрели” и дискуссии в нашей фотогалерее TrainPhoto, на тему “а что же теперь будет с ж.д. фотографами?”.

Всё же, решил ехать: начало месяца, на которое приходится часть выплат по кредитам. Потому, решил, если не пофотографирую, то хоть заработаю. Ну и посетить регион было бы любопытно. Правда, учитывая вышеизложенное, штатив решил не брать. О чём потом пожалел, но об этом – дальше.

День первый, 1 декабря 2018 года, суббота.

Ранний подъём, непродолжительные сборы, кофепитие и я отправляюсь на вокзал станции Дружковка. Идти недалеко, я живу в полутора километрах от вокзала. Стандартная экипировка торговца-коробейника в моём случае выглядит так:

Для справки. Предваряя интерес: а чем я торгую и как езжу? Торгую я пластырем, наборами иголок (в асортименте десять наименований), булавками, термоклеевой паутинкой, пятновыводителем, универсальной пайкой, суперклеем, ручками для сумок и пакетов. Так же: собственного издания расписания, календари – Пасхалия и посевной. Поездки делятся на три вида. Первый – работа “по месту”, т.е. дома, на местных пригородных маршрутах. Второй – выезд в дальний рейс, на срок от суток до трёх. Ночёвки предусматриваются либо в поездах, либо в залах повышенной комфортности, либо в обычном зале ожидания. Реже – комната отдыха. Третий вид – длительные выезды группой, с напарниками – торговцем и музыкантом. В таком случае снимается квартира посуточно, расходы раскидываються на троих. Стандартная загрузка товара – контейнер (на фото вверху). В случае длительного выезда добавляется рюкзак.

 

Путь мой лежит через Харьков, поскольку надо заехать на Барабашовский оптовый рынок, пополнить запасы товара. Ну и “откатать” Харьков до вечера, уже тогда стартовать поездом Бахмут – Мариуполь до Волновахи. Итак, выхожу из дома под первый по Дружковке электропоезд, следующий в направлении Славянска. Это п. 6234 Константиновка – Лиман, отправлением из Дружковки в 05-38. Еду им до Славянска, где почти сразу пересаживаюсь на п. 7031/7032/7034 Лиман – Харков-Пасс. И тут первый сюрприз. Вместо привычного, закреплённого за маршрутом бывшего ЭПКашного ЭР2Т-7104, заезжает свежеотКВРенный ЭР2Р-7087. Надо сказать, что 7104 довольно-таки убитая машина, отопление почти на работает, поезду крайне необходимо на КЭВРЗ (по слухам, на момент написания отчёта, поезд ЭР2Т-7104 уже там – авт.). Поэтому, отправляясь в путь с неким содроганием вспоминал про неработающее отопление и одевался потеплее. Но мои опасения оказались напрасными. Наконец-то 7087 откатал положенные после завода рейсы по Харьковскому узлу и встал на закреплённый маршрут. Новый поезд, в вагонах светло, тепло, новые мягкие диваны. Работаю я этот маршрут обычно с Лихачёво, дожидаясь максимальной подсадки пассажиров. Поэтому решил немного подремать. Теплота в вагоне, непередаваемый запах нового вагона, покачивание… меня разморило и проснулся я только после Лихачёво. Отрабатываю поезд, здороваюсь с кассирами, которые, зная меня, не стали будить. Тем временем подъезжаем к Мерефе, где я планирую пересесть на поезд из Краснограда, который до Харькова будет следовать за Лиманским экспрессом. Что поделать – работа!

ЭР2Р-7087

Выхожу по Мерефе, на улице мороз и метель. Фотографирую привезший меня ЭР2Р-7087. Далее – рутина поездного торговца. Отработка Красноградской, поездка на Барабашово, где помимо затарки всегда обедаю во вьетнамской кафешке. Потом – рабочая вторая половина дня. Выбираю себе полигон для работы. Суббота, хороший день для Казачанского направления. Решено, иду на Белгородский терминал.

ЭР2Т-7110

Придя на терминал, обнаруживаю ожидающий свой рейс ЭР2Т-7110. Фотографирую его:

Далее – рабочие моменты, поездка до Дергачей. Обратно меня везёт бывший Ясиноватский поезд ЭР2Т-7211. На улице сумерки, фотографирование на сегодня закончилось. Всё же, нахожу, что поснимать – салоны вагонов 10 и 05. Пятёрка интересна тем, что с неё удалена туалетная комната, однако двери на двустворчатые не перешили, оставили как было. Это особенность некоторых Ясиноватских прицепных вагонов.

ЭР2Т-721105
ЭР2Т-721110

Вечер, электрички пустеют. Сворачиваю свой промысел и иду покупать билет до Волновахи. Покупаю его тут же, на Белгородском терминале. Поезд 95 Бахмут – Мариуполь, вагон 5-й. До поезда несколько часов, трачу их на поход к терминалу ПриватБанка (скидываю на счёт дневную выручку), поход в магазин и гуляние по вокзалу.

Наконец на табло высвечивается мой поезд. Иду на вторую платформу. Прибывает поезд, который привозит довольно много людей в Харьков. Посадка – и я в вагоне. Под свёрнутым в углу матрацем нахожу едва початую полторалитровку Полтавского пива. Два года назад такая находка меня обрадовала бы, но с алкоголем в моей жизни покончено, потому выношу находку на улицу и водружаю на парапет подземного перехода. У кого-то из вокзальной бомж-тусовки сегодня будет праздник! В вагоне, стареньком, аутентичном плацкартнике приписки ПКВЧ Мариуполь – тепло и людно. Из Харькова тоже едет немало пассажиров. В основном до Запорожья, Волновахи и Мариуполя. Отправляемся, устраиваюсь и ложусь спать.

День второй, 2 декабря 2018 года, воскресенье.

Просыпаюсь рано, до Волновахи часа полтора ходу. Поезд мчит между Камыш-Зарёй и Волновахой. В этих местах я не был с 2011 года! Глазею в окно, благо, что освещение в вагоне приглушено. Вот скоро и Волноваха. Пью кофе и собираюсь.

Волноваха встречает толпой таксистов и маршрутчиков – извозчиков между дырляндией и свободной Украиной. Чем-то напоминает Константиновку. Довольно быстро всех пассажиров разбирают – многие ещё на подъезде к Волновахе забронировали места по телефону. Станция пустеет. 95-й меняет тепловоз на электровоз, а заодно и направление движения, и уезжает на Мариуполь. Я же остаюсь ожидать электропоезд из Мариуполя, до которого ещё час. Брожу по вокзалу, встречаю знакомого обитателя вокзалов Сашу (издержки, блин, профессии – вся вокзальная братия тебя знает в лицо). Фотографировать пока не решаюсь, хотя никого из полиции или военных не видно. Да и фотографировать, по-сути, нечего – станция заставлена товарными составами. Копы, наконец, появляються из дежурки – заспанные и расслабленные. Видимо здесь тихо, никаких эксцессов. Военное положение чувствуется только по экипировке полицейских: броники, автоматы.

ЭД2Т-005209

Наконец прибывает ЭД2Т-0052 рейсом из Мариуполя. Осматриваю первую в Украине ЭД2Т прошедшую ремонт на КЭВРЗ. Поезд сделали отлично, обновили салоны, всё отремонтировали. Пока нет людей фотографирую салон головного вагона 005209:. Надо сказать пару слов о #быдлопассажирах. Нет ещё и полугода, как поезд с ремонта, а уже оторвана часть ручек межвагонных дверей, перекошена дверь в туалет головы 005209 и так, мелкие пакости по поезду. Нет слов! Много уже писалось об этом, повторяться не буду. Тот, кто разрушает свежеотремонтированный поезд – однозначно быдлоид, конченное биологически активное существо.

ЭД2Т-0048

Но, оставим гневную лирику. Поезд отправляется, населённость от Волновахи – по 5-7 человек на вагон. Проходит кассир, прикомандированный из Славянской бригады РПЧ-3 Лиман, здороваемся. Работать не иду, при такой населённости это нецелесообразно. Доезжаю до станции Кальчик, там скрещение со встречным электропоездом из Мариуполя. Заходит ЭД2Т-0048, посадка, иду “пробивать” поезд, благо, что населённость нормальная 60-70 процентов. Доезжаю до Волновахи, где фотографирую привезший меня ЭД2Т-0048. На улице стоит какой-то ядовитый туман. Кстати, 0052-й по Волновахе сфотографировать не пришлось, по перрону прогуливались копы, решил не лезть на рожон.

0048-й везёт меня до Мариуполя. Населённость – процентов пятьдесят. Прибываем в Мариуполь. Сразу же меня встречают два ЧСа – 437 и 467. Иду на вокзал сдавать в камеру хранения контейнер с товаром. Времени у меня по Мариуполю – два часа, планирую немного поснимать, и перекусить. Стоимость камеры хранения вполне демократична – 20 гривень. Сдав контейнер, возвращаюсь на перрон, где снимаю стоящий на отстое ЭД2Т-0052.

Поезд очень грязный, даже не верится, что он недавно с КЭВРЗ. А виной тому – жуткие осадки с металлургических гигантов Мариуполя. Ещё раз фотографирую ЭД2Т-0048, на котором я приехал:

ЭД2Т-0048

А на первом пути фотографирую ЧС2-467 с поездом 70 Мариуполь – Львов, собирающийся отправляться:

ЧС2-467
ЭД2Т-0048

Прогуливаюсь по перрону, ничего интересного в зоне видимости нет. А шариться по закоулкам станции не решаюсь – всё-таки в стране военное положение, и так судьба подарила мне эксклюзивные снимки. Поэтому перехожу ко второй части двухчасового перерыва – обеду. В магазинчике, тут же, на привокзальной площади нашлись пицца и “Green Energy”. Устраиваюсь для перекуса в зале ожидания на первом этаже вокзала. Первый этаж, кстати, довольно прохладный, про остальные не скажу, не поднимался. Заканчиваю обед и двигаю к своему поезду на Волноваху. Поезда разменяли, на Волноваху пойдёт ЭД2Т-0052, а 0048-й поставили на пути отстоя.

Дальше – традиционно, “пробивка” поезда, сажусь дремать до Волновахи. Дальнейший маршрут уже сложился. Решаю не делать ещё один рабочий заезд в сторону Мариуполя. Во-первых, вечер воскресенья, в Мариуполь поедет масса студентов, т.н. “пионерия” – не мой контингент покупателей. Во-вторых, свою дневную среднюю кассу я сделал, грех жаловаться. А вкупе со снимками – так день и вообще удачный! Поеду же я дальше так. Из Волновахи пригородным до Камыш-Зари, где после трёчасового ожидания сяду на поезд Мариуполь – Бахмут до Запорожья, по которому планирую отработать день, “добрав” нужную мне сумму. Можно, конечно, сесть на этот поезд и в Волновахе, но есть ностальгическое желание проехаться до Камыш-Зари пригородным, состоящим из вагончика и тепловоза. К тому же любопытно: ожил ли ночной, некогда знаменитый, рынок в Камышах?

Беру билет от Камыш-Зари до Запорожья в Волновахе, места, не смотря на вечер воскресенья, есть. Тем не менее с билетом в кармане спокойнее. Прогуливаюсь в город, где в местном супермаркете покупаю себе ужин. Идея поснимать вечернюю станцию Волноваха с перил моста проваливается: стоит густой туман. Расправляюсь с ужином и готовлюсь к посадке в пригородный до Камыш-Зари. Наконец он прибывает, тепловоз ЧМЭ3 и убитенький, некогда КВРенный плацкартник ПКВЧ Мариуполь. Тепловоз отцепляется и отправляется до Велико-Анадоли. Его так и объявляет по вокзальному радио: тепловоз до Велико-Анадоли отправляется с … пути. Видимо это т.н. рабочий поезд, которым могут воспользоваться работники ж.д. и жители той стороны. Впрочем, про жителей – не уверен. К вагончику, тем временем, прицепляется другая “чмуха” и я поднимаюсь в вагон. В вагоне темно, но удивительно тепло. Вскоре отправляемся. Глазею в окно, потом ложусь спать. Туалеты, кстати, закрыты, т.к. не заправлены водой. Ближе к Камыш-Заре это становится проблемой. Впрочем, какой же уважающий себя поездной торгаш не имеет в кармане комплекта ключей? )))

Прибываем в Камыш-Зарю. “Чмуха” отцепляется, другая “чмуха” утаскивает вагон в отстойник. Что-то новое, раньше пригородные ночевали на перроне. Вокзал пуст и безлюден. Иду осматривать рынок. Рынок закрыт, его былая слава и ночная торговля безвозвратно в прошлом. А ведь в начале двухтысячных он славился на всю Донетчину, за дешёвым мясом и салом ехали со всей области! Ночью вокзал был многолюдным, затарившиеся мясом люди ожидали поезд Симферополь – Луганск или спали в пригородном Камыш-Заря – Волноваха. Он тогда, кстати, был двухвагонным. Прохожу через рынок на трассу. Увы, ни один магазин не торгует ночью. Надежда на кофе или энергетик умерла. Возвращаюсь на станцию. Тут-то я и пожалел о том, что не взял штатив. Безлюдность располагала к практике в ночной фотосъёмке. Увы!… Иду в вокзал, внутри сделан ремонт и очень тепло. Помниться, старый зал ожидания был в плачевном состоянии и весьма холодным. Что ж, хоть один плюс на фоне гибели былой ночной жизни станции. Дремаю. Проскакивает скорый на Киев, под который материализуется с десяток пассажиров. На путях станции 116-е разменивают составы. Мелитопольцы берут поезд из Волновахи, а Волновахский 2ТЭ116 утаскивает Мелитопольский состав. Прибывает пригородный из Полог, состоящий из двух ЦМВ. Высадив чуть менее десятка пассажиров, уезжает в отстойник. Додрёмываю до своего поезда. Выхожу на перрон заранее, и не зря: поезда ночью в Камыш-Заре никто не объявляет. Видимо подразумевается, что кому надо, те и так всё знают. Мой вагон – старенький, но всё ещё в отличном состоянии Днепропетровский КВР. Былая краса и гордость Донецкой дороги, из таких КВРов были в своё время сформированы “фирмачи” “Донбасс”, “Азов” и “Лугань”. Вагон и сейчас хорош и уютен. Заваливаюсь спать до Запорожья.

День третий, 3 декабря 2018 года, понедельник.

ЭР1-220

В Запорожье приезжаю в четыре утра. Прохожусь по вокзалу – холодно. Идея подремать до утра в общем зале меня покидает. Иду в зал платный, 32 гривны (за 6 часов) – и я устраиваюсь в большом и мягком, уютном кресле. Вместо 6-ти утра просыпаюсь к восьми – тепло и располагающее к расслабону кресло сделали своё дело. Гамбургер и кофе в ларьке – и я встал на линию. До вечера у меня пять заездов, два до Плавней, три до Канкриновки. Неинтересная и скучная рутина поездного торговца. Из фотографий – ЭР1-220 по станции Плавни-Грузовые.

Фотографировать особо нечего. Стремительное развитие цифровых технологий сделало доступной относительно качественную фотосъёмку широким массам. В итоге многое забоянено. Порой и фотоаппарат нет желания доставать. Потому действую по наитию и по настроению. Поэтому, что-то фотографирую, что-то нет.

Тем временем я на станции Плавни, парк Плавни-Грузовые. Иду в пристанционный магазинчик по кофе. Павильон тут оригинален и не отапливается, а ждать обратку минут сорок. Фото из предыдущих поездок:

Кстати, холодный павильон черта не только Плавней-Грузовых. Вокзал Канкриновка тоже без отопления. В связи с чем закрыт, а на двери висит объявление, что по распоряжению УЗ и главного инженера Приднепровской дороги вокзал открываться не будет. Впрочем, это не последнее “чудо” от УЗ в этот день. Благополучно откатавшись до вечера, сажусь в электропоезд до Синельниково. На маршруте ЭПЛ2Т приписки РПЧ-1 Днепр. Поезд следует до Синельниково, стоит там минут пятьдесят и далее, уже с другим номером, отправляется до Днепра. Приезжаю в Синельниково и тут… Далее – гнева пост!

Стоит начать с того, что неуважаемые мной “эффективные”, “креативные” и “антикризисные” менеджеры УЗ летом этого года задумали очередную реформу. Не знаю, как оно задумано было, но реализовано! Вобщем, всё, простите, через жопу! А дело вот в чём. Кого-то из “эффекивных” посетила с бодуна мысля: а что если отдать вокзалы в руки частников? Типа УЗ пассажирский сектор и так не нужен, а тут ещё вокзалы, с ними надо что-то делать в плане набора услуг пассажирам. Вобщем, то ли завис проект, то ли это одна из стадий, Бог весть. Но с лета начали с вокзалов изгонять частный бизнес. Легальный, прошу заметить, имевший договора с УЗ. Как оно там оформлено документально, сие изгнание – мне неизвестно, только факт остаётся фактом: не желая организовывать предоставление услуг пассажирам, УЗ выгнала с вокзалов тех, кто эти услуги хоть как-то оказывал. В результате с большинства вокзалов исчезли кафе, кофейные автоматы, киоски с периодикой и товарами в дорогу, банкоматы и платёжные терминалы. Видимо, для большего удобства пассажиров, не иначе. Зачем это сделано – непонятно. То ли ищут, какая из компаний заберёт всё разом, исключив здоровую конкуренцию и возможность выбора для пассажиров. Примерно так, как с питанием в поездах, где потребителю предложили бомж-пакеты от, кажется, “ВОГ”. То ли просто это один из этапов плана по убийству пассажирского сектора. Как бы то ни было, но приехав в Синельниково я не нашёл ни безалкогольного кафе-кулинарии в вокзале, ни кафешки на перроне, в которой, уже по традиции, покупал знаменитый Синельниковский лимонад советского образца. В очередной раз прокляв Кравцова, потопал в АТБ. Но это уже не столь интересно.

Из Синельниково уезжаю в Днепр, где беру билет на поезд Одесса – Константиновка до Лозовой: не хочется терять утренние лозовский рейсы, а с ними и заработок.

День четвёртый, 4 декабря 2018 года, вторник.

ЧС7-113

В Лозовой я ночью. Досиживаю ночь в зале ожидания. С утра охрана разгоняет постоянных обитателей по их направлениям. Опять будничная торговая рутина. Рейс туда, рейс сюда. Станция Близнецы, уже по пути домой, дарит мне великолепный снимок ЧС7-113, следующий резервом из Константиновки до Лозовой. Харьковским электропоездом уезжаю из Близнецов до Краматорска, что бы там пересесть на идущий следом пригородный Лиман – Фенольная. В половине пятого вечера я уже дома.

Будь ласка, поширте цю публікацію. Дякуємо!

Залишити відповідь