Исследование линии Краматорск — Артёмовск-I — Попасная, 13.08.2013 г.

Итак, 13 августа состоялась заключительная часть исследовательских походов по линии Краматорск — Артёмовск-I — Попасная. О остальных походах напишут их непосредственные участники, я же остановлюсь на последнем, в котором принимал непосредственное участие.

Топографическая карта местности, по которой предстояло пройти отрезок пути от станции Краматорск до платформы (бывшей станции) Ашурково.

Утром, в Краматорске собралась группа ферроэквинологов, в составе:
Михаил Попов (Донецк);
Егор Жихарев (Беларусь);
Владимир Цокур (Попасная);
Сергей Долманов (Краматорск).

Встреча Владимира, Михаила и Егора произошла на железнодорожном вокзале станции Краматорск, ваш покорный слуга присоединился к группе немного позже, в районе т.н. Артёмовского переезда, где вышеупомянутую линию пресекает улица Орджоникидзе.

Немного фотоматериала, отснятого группой до встречи со мной:

Осмотрев и засняв реконструируемый вокзал и станцию, группа двинулась к Ашурковской горловине станции Краматорск. Поход начался!

Входной светофор ЧС станции Краматорск (фото М. Попова).

Далее группа прошла вдоль железнодорожного полотна до Артёмовского переезда, где я её и поджидал. По дороге ребята миновали посёлок Партизанский с правой по ходу движения стороны и полузаброшенный парк им. В. И. Ленина с левой. После железнодорожного моста группа миновала бывший тут некогда стрелочный перевод на ныне несуществующий подъездной путь на КПД (Комбинат Панельного Домостроения), довольно немалой протяжённости, доходил он до платформы Новопочтовая и пройдя ещё немного параллельно магистральной линии, уходил вправо, на комбинат.

На переезде Михаил, сам будучи дежурным по переезду, с профессиональным интересом осмотрел и заснял нехитрое хозяйство поста:

Проход под линией на Артёмовское кладбище Краматорска (фото М. Попова).

На переезде мы пообщались с дежурной. Выяснили, что после отмены в 2007 году пригородных дизель-поездов, движение на линии представлено в виде нескольких пар грузовых поездов на или из Часов Яра. Основной ПС на линии — тепловозы ЧМЭ3, очень редко — 2ТЭ116. Ещё на станции ребята выяснили на посту ЭЦ, что готовится засылочный ЧМЭ3 на Часов Яр под поездной, ждут формирования состава по Часов Яру. Но, к сожалению, за весь путь он нас так и не нагнал, встретили мы его позже, уже возвращаясь обратно автобусом.

Попрощавшись с приветливой дежурной по Артёмовскому переезду, мы отправились дальше. Миновали Артёмовское кладбище, для прохода на которое под ж.д. насыпью сооружён проход. Поскольку ничего интересного на ж.д. насыпи вплоть до платформы Новопочтовая не ожидалось, то двинулись мы по идущей параллельно жд. линии улице Ильича. Так мы дошли до небольшого поселкового магазинчика, где группа смогла пополнить свои припасы. Отойдя от магазина несколько десятков метров и свернув через посадку направо, мы вышли к платформе Новопочтовая. То, что от неё осталось, являло собой весьма печальное зрелище! И это одна из самых, лучше сохранившихся, платформ на линии!

Далее мы двигались уже непосредственно по ж.д. полотну. Миновали многоэтажки микрорайона КПД справа, затем, спустя некоторое время, вышли к неохраняемому ж.д. переезду перед платформой Сельскохозяйственный:

Осмотрев и сфотографировав ещё одну заброшенную и разрушенную платформу, мы двинулись дальше. Пройдя по насыпи, с которой открывались довольно живописные виды, достигли очередной платформы, а вернее, места, где она когда-то была:

Дальше ж.д. путь лежит на высокой насыпи, с которой открываются живописные виды, которые запечатлели Владимир Цокур и Егор Жихарев. Егор ещё поделиться с нами своими фотографиями, а фото Вовы, на которых, кстати, виден наблюдаемый нами в степи небольшой смерч — вот:

Ещё около часа в пути — и мы достигли бывшей станции Ашурково. Пока шли, осматривали путь, находящийся в почти аварийном состоянии. Местами отсутствовало крепление верхнего строения пути, местами это крепление просто болталось. Рельсы 70-х и 80-х годов. Рельсошпальная решётка частично на ж/б шпалах, частично на дереве, частично смешанный вариант. Пути заросли травой. Накат есть, вобщем-то даже не очень слабый.

Немного отвлечёмся на недавнюю историю линии. В советское время линия имела регулярное пригородное сообщение, не менее 3 пар пригородных поездов в сутки. Грузовое движение было тоже более интенсивным, поезда здесь вели не только ЧМЭ3, но и мощные магистральные тепловозы 2ТЭ116 из Попасной. По сведениям Владимира Цокура, на этой линии побывали и легендарные тепловозы 2ТЭ121, запуск которых в серию не осуществился из-за развала СССР.

Я нашёл интересные исторические расписания пригородных поездов на этой линии:
=======================================================================================
Расписание движения пригородных поездов по ст. Ашурково на 1996-1997 гг.
=======================================================================================
№ п/п | Сообщение                | Нач.  | Приб. | Ст. | Отпр. | Кон.  | Периодичность
=======================================================================================
6502  | Артёмовск-I - Славянск   | 03-47 | 05-11 |  1  | 05-12 | 06-10 | ежедневно
6501  | Славянск - Артёмовск-I   | 07-51 | 08-53 |  1  | 08-54 | 10-14 | ежедневно
6504  | Артёмовск-I - Краматорск | 12-16 | 13-40 |  1  | 13-41 | 14-06 | ежедневно
6503  | Краматорск - Артёмовск-I | 15-30 | 15-59 |  1  | 16-00 | 17-10 | ежедневно
6506  | Артёмовск-I - Славянск   | 17-40 | 19-04 |  1  | 19-05 | 20-09 | ежедневно
6505  | Славянск - Артёмовск-I   | 20-29 | 21-31 |  1  | 21-32 | 22-52 | ежедневно
=======================================================================================
Поезда обслуживались составом электросекции Ср3 под тепловозом ЧМЭ3 приписки ТЧ-2 Славянск.
=======================================================================================

=======================================================================================
Расписание движения пригородных поездов по ст. Часов Яр на 2000-2001 гг.
=======================================================================================
№ п/п      | Сообщение                | Нач.  | Приб. | Ст. | Отпр. | Кон.  | Период-ть
=======================================================================================
6321/6322  | Попасная - Краматорск    | 02-24 | 04-57 |  1  | 04-58 | 05-52 | по указ.
6323/6324  | Краматорск - Попасная    | 07-55 | 09-05 |  1  | 09-06 | 11-35 | по указ.
6324/6326  | Попасная - Краматорск    | 15-19 | 17-40 |  2  | 17-42 | 18-45 | по указ.
6327/6328  | Краматорск - Попасная    | 20-20 | 21-30 |  1  | 21-31 | 23-55 | по указ.
=======================================================================================
Поезда обслуживались дизель-поездами Д1 приписки ТЧ-6 Попасная.
Значились по уазанию, но реально в ходу были, их то назначали ежедневно,
то по 1,5,6,7 дням недели. Причём, могли назначить только утреннюю или только вечернюю пару.
=======================================================================================

=======================================================================================
Расписание движения пригородных поездов по ст. Часов Яр на 2002-2003 гг.
=======================================================================================
№ п/п      | Сообщение                | Нач.  | Приб. | Ст. | Отпр. | Кон.  | Период-ть
=======================================================================================
6321/6322  | Попасная - Краматорск    | 05-10 | 07-22 |  1  | 07-23 | 08-24 | по указ.
6323/6324  | Краматорск - Попасная    | 11-25 | 12-27 |  1  | 12-28 | 14-35 | по указ.
6324/6326  | Попасная - Краматорск    | 13-04 | 15-22 |  1  | 15-23 | 16-24 | по указ.
6327/6328  | Краматорск - Попасная    | 17-00 | 18-12 |  1  | 18-13 | 20-22 | по указ.
=======================================================================================
Поезда обслуживались дизель-поездами Д1 приписки ТЧ-6 Поасная.
Значились по уазанию, но реально в ходу были, по 1,5,6,7 дням недели.
Данный график сохранился до 2007 г, когда по линии прошёл последний дизель-поезд.
Отличием последних лет было отсутствие вечерней пары, хотя она и значилась по указанию.
=======================================================================================

Раньше тут находились выходные светофоры Ч1 и Ч2 (фото М. Попова).

Однако, отвлечёмся от славного исторического прошлого и вернёмся в грустное настоящее, к нашему походу по полузаброшенной линии, который, кстати, подходил к своему завершению. Итак, перед нами бывшая горловина бывшей станции Ашурково, Михаил Попов сфотографировал место, где раньше находились выходные светофоры Ч1 и Ч2 (фото справа). Станция Ашурково была двухпутной и, по нашим предположениям, имела две посадочные платформы. Фактически, это был обгонный пункт, разъезд, где поезда становились под обгон. На станции сохранилось пассажирское здание. Зал ожидания и одно из двух служебных помещений закрыты, в помещении, где раньше, вероятно, помещался ДСП, сейчас размещаются дежурные по переезду, который находится в пределах бывшей станции.

На бывшей станции нас приветливо встретила дежурная по переезду, рассказала о сегодняшней жизни участка, подсказала, как добраться до остановки 29-го автобуса, ходит который раз в час.

Ещё недавно на Ашурково базировалась бригада монтёров пути, которые осматривали линию. Сейчас линию обходят 3 раза в неделю путейцы из Краматорска. Раз в месяц проезжает тепловоз с вагоном-дефектоскопом. Что ж, хоть и такое внимание к линии радует…

Да, ещё по пути к Ашурково, родилась идея письма в Главк УЗ со всенародным сбором подписей под ним, на предмет того, что бы восстановить на линии пригородное сообщение. Ведь на моё частное обращение, УЗ дала такой ответ:

Шановний, Долманов Сергiй Володимирович!
На Ваше питання
Планируется ли восстановление движения пригородных поездов на участке
Попасная — Артёмовск-I Краматорск?
вiд 24.10.2012 22:53:47 надано вiдповiдь:
Шановний Сергiю Володимировичу!

Ваше звернення на ВЕБ-сайт «Укрзалiзницi» розглянуто у службi примiських
пасажирських перевезень Донецької залiзницi.
Повiдомляємо, що у 2007 роцi курсування примiських поїздiв сполученням
Попасна – Артемiвськ-1 та Краматорськ – Артемiвськ-1 було повнiстю
вiдмiнено у зв’язку з низькою населенiстю примiських поїздiв та з метою
скорочення експлуатацiйних витрат. Слiд зауважити, що поїзди курсували по
дням тижня, а саме: по п’ятницях, суботах, недiлях та понедiлках, тобто
поїзди не користувались попитом у населення.
Вiдновлення курсування примiських поїздiв у даному напрямку не планується.

Как всегда, УЗ лукавит. Остановлюсь на некоторых моментах.

Повiдомляємо, що у 2007 роцi курсування примiських поїздiв сполученням
Попасна – Артемiвськ-1 та Краматорськ – Артемiвськ-1 було повнiстю
вiдмiнено у зв’язку з низькою населенiстю примiських поїздiв та з метою
скорочення експлуатацiйних витрат.

Очередная, и явная ложь! На участке Часов Яр — Краматорск — Часов Яр населённость была от 80 до 100 процентов. На участке Артёмовск-I — Часов Яр — Артёмовск-I не менее 20-30 процентов. Такая же примерно населённость была от Артёмовска до Попасной и обратно. Это при составности дизель-поездов Д1 в 3-4 вагона.

Слiд зауважити, що поїзди курсували по
дням тижня, а саме: по п’ятницях, суботах, недiлях та понедiлках, тобто
поїзди не користувались попитом у населення.

А это вообще бесподобный шедевр! Оказывается, не пассажиропоток падает потому, что поезда редко ходят, а поезда редко ходят, т.к. пассажиропоток хреновый! Ну, спрашивается, откуда же взяться хорошему пассажиропотоку, если ж.д. выгоняет пассажира к маршрутчикам? Люди просто не верят в некоторую стабильность, да и ездят они не только по выходным. Комментарии излишни.

Ну, а мы, добравшись до автобуса и уехав в Краматорск, после небольшой неофициальной части проводили друг друга — кого на вокзал, кого в центр города. На этом мероприятие закончилось.

*** *** ***

Фотоматериал о походе от Михаила Попова: http://vk.com/album125785221_178489421
Фотоматериал о ж.д. участке на Фотолиниях: http://railwayz.info/photolines/line/446

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *